Опубликовано: 10.12.2018 г.
Автор: Галиева Дания Ринатовна,
Педагог-дополнительного образования,
заведующая организационно-массовым отделом
МБУДО «Дом детского творчества»,
г.Лениногорск, Республика Татарстан
Метапредметный подход в системе дополнительного образования
Система дополнительного образования детей в современных российских условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей .
Е.Б. Евладова предлагает следующее определение: дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.
Одним из требований к организации образования сегодня является ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе. Это в полной мере касается и дополнительного образования, которое помогает обучающемуся занять серьезные позиции в определении своего дальнейшего пути. Занятия творческой деятельностью позволяют обучающимся осваивать метапредметные компетенции, такие как умение ставить цель, искать и применять необходимые средства ее достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Миссией современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться. Это и является главной сутью новых образовательных стандартов.
Опираясь на ФГОС, сформируем понятие метапредметных результатов образования. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Так, внедрение метапредметного подхода в образование является острой необходимостью, т.к. традиционные средства и методы педагогической деятельности не соответствуют современным реалиям, уровню развития технического прогресса. Общеобразовательные программы построены на основе более чем полувековой давности и не ставят перед собой задачу обновления знаний. Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда учащийся воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни.
Можем сделать вывод: метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех ступеней образования.
Метапредметные результаты
Анализируя концептуальные основы метапредметных компетенций, во-первых, рассмотрим их классификацию, данную А.В. Хуторским:
ценностно-смысловые компетенции;
общекультурные компетенции;
учебно-познавательные компетенции;
информационные компетенции;
коммуникативные компетенции;
социально-трудовые компетенции;
компетенции личностного самосовершенствования.
Анализ современного вектора развития образования позволяет констатировать три уровня планируемых результатов образования:
под личностными результатами понимается готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности;
под предметными результатами понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;
под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.
Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных способов деятельности или универсальных учебных действий, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Овладение системой универсальных учебных действий является необходимой основой всего последующего развития учащегося. Это действия, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни.
Основное содержание метапредметных результатов образования строится вокруг освоения разнообразных умений, навыков и стратегий учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к саморазвитию, включая организацию этого процесса.
Достижение метапредметных результатов связано с природой универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, общепознавательных и коммуникативных. В силу своей природы, являясь, по сути, функционально ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач.
Из представленного выше метапредметных результатов образования в становится очевидным, что они строятся вокруг принятых в педагогике понятий знания, умения, навыка, обладающих надпредметными и междисциплинарными свойствами. Надпредметные и междисциплинарные свойства универсальных учебных действий, как и знаний, умений, навыков, на которых они основаны, исходят из положений системно-деятельностного, междисциплинарного, «ЗУНовского», личностно-ориентированного, когнитивного и аффективного подходов.
Финансовая грамотность
В мае 2017 года был подготовлен проект «Национальной стратегии повышения финансовой грамотности 2017-2023гг», которая должна стать основой для скоординированной государственной политики в области повышения финансовой грамотности на ближайшие пять лет. Цели, задачи и этапы Национальной стратегии см. в Презентации и дополнительных материалах к модулю.
Вопросы повышения финансовой грамотности имеют особую значимость для Российской Федерации. Документом, формулирующим цели и задачи государственной политики, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения РФ является Национальная программа повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации (2009, см. Концепцию Национальной программы).
В рамках Национальной программы под финансовой грамотностью населения понимается способность граждан России:
• эффективно управлять личными финансами;
• осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование;
• оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;
• разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в т.ч. инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;
• принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознано нести ответственность за такие решения;
• компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления.
Таким образом, Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли.
Результаты мониторинга позволяют сделать вывод, что наиболее финансово грамотными являются люди с высоким уровнем дохода, в возрасте 36–45 лет, выпускники Вузов, чаще всего жители городов с населением от 500 тысяч, что неудивительно. Таким образом, последние исследования уровня финансовой грамотности россиян свидетельствуют о насущной необходимости и актуальности финансового просвещения в сложившихся условиях.
В системе образования практически отсутствует адресное обучение основам личного финансового планирования, а опыт родителей, полученный на финансовом рынке, крайне ограничен и во многих случаях отрицателен.
Таким образом, обучение основам финансовой грамотности является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Метапредметные результаты изучения курса основ финансовой грамотности.
1 Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные
2 . 1. Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансо- вых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрос- лыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финан- совой информацией;
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.
Как учить?
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос «Как научить учащихся ставить и решать проблемы?». Если мы сравним 2 занятия– традиционное и проблемно-диалогическое, то увидим, что на традиционном занятии почти все действия выполняет педагог: он организует проверку домашнего задания, сам сообщает тему, сам ее объясняет и организует повторение. Нацелено такое занятие, прежде всего, на заучивание материала.
На проблемно-диалогическом занятии педагог только создает проблемную ситуацию и побуждает детей самих сформулировать проблему. Он организует поиск решения, не предлагая готового объяснения. Педагог предлагает учащимся самим сформулировать собственное решение. В конце занятия дети сами придумывают схемы, составляют алгоритмы, рифмуют выведенные правила, т. е. создают собственный продукт. Таким образом, педагог на таком занятии выступает в роли «режиссера» учебного процесса, а ребята совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу).
Какую группу новых результатов, прежде всего, развивает проблемный диалог? В первую очередь – это регулятивные УУД, т. к. проблемный диалог – это умение поставить цель, составить план действий, осуществить действия, свериться с целью. Это и есть короткое описание регулятивных учебных действий. Весь этот алгоритм – это обучение порядку в любой деятельности.
Не меньшее значение имеют коммуникативные УУД, т. к. диалог предполагает, что учитель и ученики находятся в состоянии поиска понимания друг друга. Развитие познавательных УУД обусловлено тем, что проблема всегда связана с некой логической задачкой, решением какого-то познавательного вопроса.
Пример:
1. Традиционное занятие на тему «Ценообразование»: объяснение темы, расчёт некоих «безликих» задач.
2. На проблемно-диалогическом занятии: ярмарка поделок, где ребята сами пытаются установить цену и регулировать ее в ходе ярмарки.
Вывод: формирование финансовой грамотности способствует активному развитию метапредметных компетенций.