0+



 

Опубликовано: 10.12.2018 г.

Автор: Галиева Дания Ринатовна,
Педагог-дополнительного образования,
заведующая организационно-массовым отделом
МБУДО «Дом детского творчества»,
г.Лениногорск, Республика Татарстан

Метапредметный подход в системе дополнительного образования
Система дополнительного образования детей в современных российских условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей .
Е.Б. Евладова предлагает следующее определение: дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.
Одним из требований к организации образования сегодня является ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе. Это в полной мере касается и дополнительного образования, которое помогает обучающемуся занять серьезные позиции в определении своего дальнейшего пути. Занятия творческой деятельностью позволяют обучающимся осваивать метапредметные компетенции, такие как умение ставить цель, искать и применять необходимые средства ее достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Миссией современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться. Это и является главной сутью новых образовательных стандартов.
Опираясь на ФГОС, сформируем понятие метапредметных результатов образования. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Так, внедрение метапредметного подхода в образование является острой необходимостью, т.к. традиционные средства и методы педагогической деятельности не соответствуют современным реалиям, уровню развития технического прогресса. Общеобразовательные программы построены на основе более чем полувековой давности и не ставят перед собой задачу обновления знаний. Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда учащийся воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни.
Можем сделать вывод: метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех ступеней образования.
Метапредметные результаты
Анализируя концептуальные основы метапредметных компетенций, во-первых, рассмотрим их классификацию, данную А.В. Хуторским:
 ценностно-смысловые компетенции;
 общекультурные компетенции;
 учебно-познавательные компетенции;
 информационные компетенции;
 коммуникативные компетенции;
 социально-трудовые компетенции;
 компетенции личностного самосовершенствования.
Анализ современного вектора развития образования позволяет констатировать три уровня планируемых результатов образования:
 под личностными результатами понимается готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности;
 под предметными результатами понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;
 под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.
Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных способов деятельности или универсальных учебных действий, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Овладение системой универсальных учебных действий является необходимой основой всего последующего развития учащегося. Это действия, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни.
Основное содержание метапредметных результатов образования строится вокруг освоения разнообразных умений, навыков и стратегий учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к саморазвитию, включая организацию этого процесса.
Достижение метапредметных результатов связано с природой универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, общепознавательных и коммуникативных. В силу своей природы, являясь, по сути, функционально ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач.
Из представленного выше метапредметных результатов образования в становится очевидным, что они строятся вокруг принятых в педагогике понятий знания, умения, навыка, обладающих надпредметными и междисциплинарными свойствами. Надпредметные и междисциплинарные свойства универсальных учебных действий, как и знаний, умений, навыков, на которых они основаны, исходят из положений системно-деятельностного, междисциплинарного, «ЗУНовского», личностно-ориентированного, когнитивного и аффективного подходов.
Финансовая грамотность
В мае 2017 года был подготовлен проект «Национальной стратегии повышения финансовой грамотности 2017-2023гг», которая должна стать основой для скоординированной государственной политики в области повышения финансовой грамотности на ближайшие пять лет. Цели, задачи и этапы Национальной стратегии см. в Презентации и дополнительных материалах к модулю.
Вопросы повышения финансовой грамотности имеют особую значимость для Российской Федерации. Документом, формулирующим цели и задачи государственной политики, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения РФ является Национальная программа повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации (2009, см. Концепцию Национальной программы).
В рамках Национальной программы под финансовой грамотностью населения понимается способность граждан России:
• эффективно управлять личными финансами;
• осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование;
• оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;
• разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в т.ч. инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;
• принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознано нести ответственность за такие решения;
• компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления.
Таким образом, Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли.
Результаты мониторинга позволяют сделать вывод, что наиболее финансово грамотными являются люди с высоким уровнем дохода, в возрасте 36–45 лет, выпускники Вузов, чаще всего жители городов с населением от 500 тысяч, что неудивительно. Таким образом, последние исследования уровня финансовой грамотности россиян свидетельствуют о насущной необходимости и актуальности финансового просвещения в сложившихся условиях.
В системе образования практически отсутствует адресное обучение основам личного финансового планирования, а опыт родителей, полученный на финансовом рынке, крайне ограничен и во многих случаях отрицателен.
Таким образом, обучение основам финансовой грамотности является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Метапредметные результаты изучения курса основ финансовой грамотности.
1 Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные
2 . 1. Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансо- вых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрос- лыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финан- совой информацией;
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.
Как учить?
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос «Как научить учащихся ставить и решать проблемы?». Если мы сравним 2 занятия– традиционное и проблемно-диалогическое, то увидим, что на традиционном занятии почти все действия выполняет педагог: он организует проверку домашнего задания, сам сообщает тему, сам ее объясняет и организует повторение. Нацелено такое занятие, прежде всего, на заучивание материала.
На проблемно-диалогическом занятии педагог только создает проблемную ситуацию и побуждает детей самих сформулировать проблему. Он организует поиск решения, не предлагая готового объяснения. Педагог предлагает учащимся самим сформулировать собственное решение. В конце занятия дети сами придумывают схемы, составляют алгоритмы, рифмуют выведенные правила, т. е. создают собственный продукт. Таким образом, педагог на таком занятии выступает в роли «режиссера» учебного процесса, а ребята совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу).
Какую группу новых результатов, прежде всего, развивает проблемный диалог? В первую очередь – это регулятивные УУД, т. к. проблемный диалог – это умение поставить цель, составить план действий, осуществить действия, свериться с целью. Это и есть короткое описание регулятивных учебных действий. Весь этот алгоритм – это обучение порядку в любой деятельности.
Не меньшее значение имеют коммуникативные УУД, т. к. диалог предполагает, что учитель и ученики находятся в состоянии поиска понимания друг друга. Развитие познавательных УУД обусловлено тем, что проблема всегда связана с некой логической задачкой, решением какого-то познавательного вопроса.
Пример:
1. Традиционное занятие на тему «Ценообразование»: объяснение темы, расчёт некоих «безликих» задач.
2. На проблемно-диалогическом занятии: ярмарка поделок, где ребята сами пытаются установить цену и регулировать ее в ходе ярмарки.
Вывод: формирование финансовой грамотности способствует активному развитию метапредметных компетенций.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация