Опубликовано: 11.12.2018 г.
Автор: Ситникова Лариса Леонидовна,
Учитель русского языка и литературы
МБВ(С)ОУ В(С)ОШ № 185
Цели и задачи: обобщить содержание произведения, проработать характеристики героев, позицию автора, выявить лиризм повествования и фольклорные мотивы в тексте; развивать умение писать конспекты по критической литературе, речь, память, мышление, умение выразительно читать наизусть; формировать эстетические взгляды и вкусы; воспитывать любовь и интерес к древнерусской литературе.
Оборудование: Иллюстрации героев Голикова, грамзапись оперы Бородина «Слово о полку Игореве», эпиграфы:
«Слово о полку Игореве» отмечено печатью особой человечности, особенно внимательного отношения к человеческой личности…Автор «Слова» с исключительной внимательностью
проникает в душевные переживания своих героев. Д.С. Лихачёв
«Слово о полку Игореве». Неизвестно даже его имя. Но мир его души мы знаем хорошо,
потому что он явлен нам в великой поэме… В «Слове» заключена внутренняя история человека,
его взгляд на самого себя и природу. А. Афанасьев
Форма: урок-семинар с элементами комментированного чтения
Виды деятельности: комментированное чтение, выявление фольклорных мотивов, выразительное чтение наизусть, составление таблицы-схемы
План урока:
1. Знакомство со «Словом о полку Игореве».
Немного найдется во всей мировой литературе произведений, которые вызывали бы к себе столь длительный и пристальный интерес. Игореву песнь издают и переиздают. Создана огромная поэтическая библиотека вариаций на тему «Слова». О поэме, многократно переведенной на множество европейских и восточных языков, спорят ученые в самых различных странах мира. В последние десятилетия появились исследования этого произведения не только у наших славянских соседей, но и в США, Австралии, Англии, Франции, Италии… В чем же притягательность «Слова»?
2. Чтение статьи учебника «Из истории рукописи» (с. 10).
К уроку можно подготовить выставку книг о «Слове», обзорно познакомить с наиболее интересными исследованиями.
Учитель. Например, книга известного писателя Евгения Осетрова посвящена этому великому творению. На страницах ее воссоздаются образы, художественный мир, обстоятельства создания и история изучения гениальной поэмы XII в. Автор знакомит читателей с художественной системой Игоревой песни, рассказывает о спорах, которые ведутся по поводу этого произведения, о том, какое влияние оказало древнее творение на отечественную культуру. (Осетров Е. И. Мир Игоревой песни. Этюды. – М.: Современник, 1977.)
3. Сообщение учителя об исторической основе «Слова».
Учитель. В начале 80-х гг. XII в. князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185 г., не предупредив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь новгород-северский князь Игорь Святославович вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение, но, несмотря на грозное предзнаменование, Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одержал победу, но во второй битве он терпит поражение, и князей берут в плен – впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, половцы устремляются на Русскую землю, осаждают Переяславль, сжигают укрепления у Путивля. Незадолго до возвращения половцев Игорю удается бежать из плена.
Современники по-разному оценивали события 1185 года. Мы знаем обе оценки из двух древних летописей – Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В «Летописной повести», которая находится в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя; он вызывает даже сочувствие – не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах и причинил много страданий Русской земле.
4. Работа обучающихся в группах по вопросам.
I вариант
Кто автор «Слова…». В каком году написано данное произведение и какое историческое событие было положено в основу данной повести.
Чем завершилось второе сражение Игоря? Приведите цитаты из текста, показывающие итог второго сражения князя Игоря.
Охарактеризуйте ситуацию на Руси в данный период времени.
II вариант.
О чём повествует Святослав в своём слове , «со слезами смешанном»? О чём скорбит он?
Чем окончилась первая битва с половцами.
Кого подразумевает автор под образным сравнением «ЧЁРНЫЕ ТУЧИ С МОРЯ ИДУТ»? А кого подразумевает под сравнением «четыре солнца и два месяца»?
III вариант.
В чём заключается идея «Слова…»?
Как относится автор «Слова» к князьям Игорю и Всеволоду? Почему отношение автора к ним двойственное?
Опишите с помощью цитат, как встречает Игоря русская земля?
IV вариант.
Куда собирается князь Игорь с дружиной, что он намерен сделать? (Цитаты).
Какие времена пытается охватить в своём произведении автор? Почему называет Олега Святославовича Гориславичем?
Чем завершилось второе сражение? О чём говорят слова «пали стяги Игоревы?
5. Комментированная работа с текстом. Запись основных положений в тетради.
Отношение автора «Слова» к русским князьям двойственное. Он видит в них представителей Руси, они или сочувствует, гордясь их успехами и скорбя об их неудачах. Однако вместе с тем автор «Слова» с осуждением говорит об их эгоистической узко местной политике и раздорах. По существу весь рассказ в «Слове» о походе Игоря выдержан в этих чертах его характеристики Святославом: храбрый, но безрассудный Игорь идёт в поход, несмотря на то, что поход этот с самого начала обречён на неуспех. Он идёт, несмотря на все неблагоприятные «знамения». Основным побуждением его при этом является стремление к личной славе. Ничего не останавливает Игоря на его роковом пути. Тем самым на первый план в «Слове» выступает общее и историческое над индивидуальным и временным. Игорь Святославич – сын эпохи. Это «средний князь» своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины. Ради личной славы Игорь готов был положить тысячи жизней русичей, и при этом мнил себя защитником земли Русской. В его незрелом политическом сознании государственные интересы отождествлялись с личными и родовыми. Таков был его патриотизм. Политическая ограниченность Игоря усугублялась его духовным невежеством – маловерным небрежением к земной и небесной иерархии власти. Именно тут лежали основные причины Каяльской трагедии. Великая беда Руси в том, что если высший Бог и другие Боги не будут почитаться князьями, то без их помощи всю Русь ожидает бедствие, подобное Каяльской трагедии. Где же выход из порочного круга междоусобиц? Прислушаемся к голосам Ярославны и Игоря. Именно к светлым небесным силам обращается Ярославна с мольбой о милосердии. В ответ солнце указывает Игорю в ночи направление побега из плена. Следовательно, первый завет самоспасения Руси – в сердечном устремлении к помощи Высших Светлых Сил. От всех потрясений и переживаний душа Игоря преобразились, в его сердце ожили чувства веры, справедливости, благодарности к Высшим Силам за помощь в удачном побеге из плена. Исповедальная речь Игоря, обращённая к Донцу, символически обозначает пересмотр его духовно-политических взглядов. Следовательно, второй завет самоспасения Руси – в осознании князьями необходимости светлого преображения своих душ. Третий завет поэт высказывает непосредственно от своего имени. Князь Игорь, наконец, осознал и эту истину, осознал абсолютную неотложность единства русских сил в борьбе со степью. Следовательно, князь Игорь – самый главный князь, рассказав судьбу Игоря, автор смог передать все три завета самоспасения Руси.
Три завета спасения Руси
1-й завет 2-й завет 3-й завет
Вера в Светлые небесные силы Светлое преображение души Объединение князей и подчинение князю Киевскому
Фольклорные мотивы в поэме: (иллюстрации к образу Игоря)
«Слово» отнюдь не произведение устного народного творчества, но оно очень близко к нему по своей идейной сущности и стилистическому строю. «Слово» насыщено образами народной поэзии: тут и деревья, приклоняющиеся до земли от горя, тут и никнущая от жалости трава, и сравнение битвы с пиром, с жатвой. (Учащиеся приводят свои примеры).
Сказочное бегство Игоря, который обернулся соколом, это и диалог Игоря с Донцом, это и помощь природы в бегстве из плена героя: указ пути Северного Сияния, укрывала Игоря и теплыми туманами, птицы доносили Игорю о половцах. А зловещее затмение? То есть природа пыталась предупредить Игоря. Но князь говорит речь, употребляя привычные «дружинные» термины той поры «сесть на коней» (означало выступить в поход), «преломить копьё» (лично вступить в схватку в начале битве). Также Игорь применяет и военную символику: испить шлемом из какой-нибудь реки (означало одержать победу на этой реке). Божество восточных славян стремится криком предупредить о поражении. Плачь по русской земле – все тронуты, сочувствуют игореву войску после поражения. Автор упоминает реку Карну и Желю – русские погребальные боги. Плач русских жён выдержан в традиции русских народных плачей. В побеге дятлы своим стуком указывают Игорю путь к рекам, где он мог спрятаться от половцев.
Знаменитое место в монологе Всеволода – похвала курянам – отважным воинам. В XII веке Курс был пограничным городом. Опасность нападения врагов возникала внезапно. Как показывают археологические раскопки, там некогда располагались сторожевые посты, куряне действительно не знали поражения и не пускали степняков к городу. Метафорическая похвала Всеволода нисколько не гиперболизировала боевые свойства курян. В решительной схватке предстаёт Всеволод перед нами в облике храброго воина, в первом ряду сражающегося. Пускает он во врагов стрелы, гремит по вражеским шлемам мечом, куда он, увенчанный золотым шлемом, не поскачет, словно всюду лежат вражеские головы. Он не замечает ран, забыл о чести и жизни, об отцовском златом престоле, о своей милой жене – Глебовне, о её любви и ласке. Недаром упоминается жена Всеволода – это символ мира.
После «златого слова» Святослава Киевского, где Игоря и Всеволода упрекает киевский князь за выступление необдуманного против степи, которое было предпринято без его старшего согласия. После этого упрёка имя Всеволода исчезает, его роль – храброго рыцаря – художественно исчерпана. Этот образ показал трогательную любовь братьев, воинов – содругов. Всеволод называет Игоря «свет светлый», сражался доблестно под его знамёнами. И Игорь опадает в плен, пытаясь спасти Всеволода. В дружбе братьев автор видел идеал. Ведь именно дружбы и согласия не хватало на тогдашней Русской земле, жестоко страдавшей от распрей: сын шёл войной на отца, брат – на брата. Если бы так любили друг друга, как Игорь и Всеволод, то не посмели бы приходить степняки с грабежами. Автор вложил в образ Всеволода – князя- воина - не только привычное понятие о силе и доблести, но и образ-символ братской любви. А идея согласия – одна из основных идей древнерусской литературы, столетиями вдохновлявшая народ, внушавшая веру в возможность преодолеть рознь, добиться национального единства.
Фольклорные мотивы:
Сам Всеволод напоминает народного богатыря, когда он прыщет на врагов стрелами, гремит об их шлемы мечами харалужными. Подобно Илье Муромцу, Всеволод сражается с воинами. Подобно тому, как в былинах богатырь соединяет в себе все свойства русского войска, в «Слове» на князей переносятся характеристики и подвиги их дружины. Позднее собирательный образ богатыря стал отсутствовать в былинах XVII- XX в., т.е. богатырь уже один без войска. Буй-тур Всеволод действует не один, а с помощью дружины, в былине же Илья действует один.
Автор именует героя «Святослав», грозный великий киевский». Историки отмечают, что Святослава поэт рисует князя во всем блеске парадного величия. Он называет Святослава отцом Игоря и Всеволода, хотя киевский князь был им на самом деле двоюродным братом. За Киевом стояли века исторической славы. Святослав Всеволодович Киевский по отношению к младшим князьям – глава, сеньор, отец. Сон Святослава, который он видел в Киеве на Горах, самая мистическая часть поэмы, густонасыщенная символическими тропами. Сны – по целой веренице знаков и символов – почитались надёжным средством узнавания тайн. Ведь в пору сна - так было принято считать – душа, покидая тело, блуждала в ином мире, недоступном разуму. Святослав с глубокой серьёзностью рассказывает боярам, что он видел во сне: синее вино, жемчуг – предвестники несчастья. Златоверхий терем увидел без конька, т.е. без верхнего бревна – матицы, примета, сулившая смерть. В деревнях, чтобы облегчить кончину человека, приподнимали матицу его дома. Крик воронов – также предвестник несчастья.
Святослав, выслушав бояр - мужей, как и подобает старейшему, произносит «златое слово», укоряет Игоря и Всеволода, которые поторопились Половецкой земле досаждать мечами. После этого раздаётся призыв вновь прозвенеть прадедовской славой, дружно выступить против общего врага. За словами Святослава светится неотступно авторская мысль о желанном единстве, без которого дальнейшая жизнь просто невозможна и немыслима. Образ Святослава – героическая попытка художника повлиять на ход истории, спасти страну, воздействовать словом на тех, кто имел власть. Образ Святослава Киевского можно сравнить с образом повествователем в «Поучении» Владимира Мономаха. Святослав обликом напоминает патриарха.
6. Подведение итога:
Литературно-историческая памятка «Слово о полку Игореве» написана автором о тяжелых временах древнерусского народа, происходящих в XII веке. О временах, когда в Великой Руси происходил раскол среди местных чиновников и правителей, вокруг царил хаос и разруха. Расхождения во мнениях привело к тому, что великое войско не смогло объединиться в одну великую силу, которая смогла бы дать достойный отпор врагам, посягающим на родные земли.
Поход князя Игоря Святославовича, как показывает повествование — провальный. Его войско разбивают, а самого полководца забирают в плен. Очередное разочарование и потери встречают Русь. Автор «Слова…», болея за свою разорванную, окровавленную родину, передает читателю настроение тех далеких времен с помощью фольклорных образов, народных сравнений, а так же плачей и слав. С помощью таких сравнений, как «поле битвы», «поникшая от жалости трава», «деревья, склонившиеся от горя до самой земли», «славы Игорю, Всеволоду, Владимиру», «слава дружине», «плач Ярославны», автор плачет вместе со своими героями, укоряя при этом правителей страны. Он раскрывает систему феодальных взаимоотношений своего времени, которые и привели к междоусобным войнам и раздробленности могущественной русской державы.
В «Слове…» целенаправленно подчеркивается главенствующее положение Святослава — «отца» Игоря и Всеволода. Он укоризненно порицает «княжеское непособие» своих «сыновцов». Осуждается и Олег Гориславич, «ковавший крамолы». Автор уважает честолюбие Игоря, его смелость, мужество и решительность, однако и для него находит колкие слова, осуждая корыстность и желание прославиться. А ведь этим он обрекает народ на страдания, делая его беззащитным перед лицом врага. События в повествовании рассматриваются на фоне всей русской истории, упоминаются автором и времена правления Владимира Святославича, когда Великая Русь была единой и могущественной. Это и есть пример подражания для страны и народа.
Сам поход князя Игоря автор показывает как событие общегосударственного масштаба. Ознаменованием его провала является солнечное затмение в самом начале произведения. Автор «Слово о полку Игореве» пытается показать князям, что в одиночестве очень сложно добиться результата и одержать победу. Необходимо прекратить стычки друг с другом, объединиться и приложить общие усилия, чтобы победить противника. Ведь Русь должна быть единой, а это приведет ее к неминуемой гибели.
7. Домашнее задание: определить жанр и мотивы «Слова» в произведениях русской литературы (стихи в учебнике), охарактеризовать образ Русской земли.