Опубликовано: 12.12.2018 г.
Автор: Румянцева Юлия Анатольевна,
Педагог-дополнительного образования,
заведующая организационно - массовым отделом
МБУДО «Дом детского творчества»,
г.Лениногорск, Республика Татарстан
Метапредметные компетенции - это овладение основными универсальными учебными действиями: коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, или нескольких предметов.
Сегодня пристальное внимание уделяется вопросам содержания дополнительного образования — чему и как учить, какие компетенции нужно развить у детей, каким должно быть наполнение программ дополнительного образования.
Современные технологии - цифровизация и тотальная автоматизация функций делают главным преимуществом универсальные навыки и метапредметные компетенции — креативность, кооперацию, готовность к непрерывному обучению, умение адаптироваться к изменениям и действовать творчески, инициативно.
В настоящее время общеобразовательные программы дополнительного образования практически не регламентированы. Они достаточно свободны в плане методик и могут делать акцент на творчестве, инициативе и работе по выстраиванию отношений с учащимися. Дополнительное образование открывает широкие возможности для использования методик исследовательской, проектной деятельности, современных игровых технологий, которые даже в передовых российских школах занимают небольшую долю.
Необходимо, чтобы педагоги дополнительного образования, непосредственно работающие с детьми, изменили образ мышления — чтобы создать творческую среду обучающихся.
Применение метапредметных связей на уроках способствует формированию основных учебных компетенций:
- вовлечению обучающихся в мировое пространство (показать многообразие , обеспечить его целостное восприятие);
- разностороннему развитию обучающихся, формированию процессуальных умений;
- при подготовке к урокам и непосредственно на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал;
Цель моей педагогической деятельности - это формирование творческой, конкурентоспособной, физически здоровой, успешной личности, способной жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Для достижения этих целей необходимо выполнить задачи:
1. Учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
2. Учить сотрудничеству: мы рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам.
3. Учить применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Для формирования метапредметных компетенций у учащихся я не только продумываю содержательную часть урока, но и технологии, используемые на данном уроке.
С этого учебного года я начала реализовывать интегрированную программу, которая объединяет декоративно прикладное направление и театральное искусство. Так как теперь учащиеся изучают не только сферу деятельности прикладного творчества, но и театральное искусство, то расширяется горизонт развития метпредметных компетенций которые прививаются детям.
Метапредметные планируемые результаты по программе
Метапредметные результаты (Программа развития универсальных способностей учащихся (УСУ): |
|
Регулятивные УСУ |
*умение самостоятельно определять цели своего обучения; *умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; *овладение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; *умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; *овладение способами решения художественных задач – формирование способности к проектированию. |
Познавательные УСУ |
*художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; *понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных материалов и техник во время практической творческой работы, т.е. в процессе создания художественных образов; *овладение средствами художественного изображения; *развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально – нравственной оценки; *формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры. *умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; *овладение основами проектно – исследовательской деятельности. |
Коммуникативные УСУ |
*формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; *умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; *работать индивидуально и в группе; *находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; *формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; *умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах; *диалогически подходить к освоению произведений искусства; *понимать разницу между элитарным и массовым искусством, оценивать с эстетических позиций достоинства и недостатки произведений искусств.
|
Под понятием искусства я подразумеваю художественное и театральное.
На интегрированных занятиях учащиеся оказываются как бы в расширенной системе координат, за счет того, что одновременно 2 педагога формируют образовательную и воспитательную среду.
Под руководством педагога-режиссера,и педагога прикладного творчества, учащиеся создают сценические образы актеров , театральные метаморфозы. Основная задача педагога – заинтересовать детей, увлечь, и развить творческие способности, которые есть в каждом ребенке.
В качестве примера хочу привести одно из последних интегрированных занятий по сценическому преображению. Педагог театральной студии «Этюд» Селиванова Альфия Тагировна в начале познакомила учащихся с видом грима. Его происхождением, после завершения теоретической части, учащиеся объединения ART-креатив приступили к практической работе. Наносили на ребят студии «Этюд» , характерный грим. Где присутствовали образы мультипликационных героев, различные бабочки, цветы а так же характерный грим. Результатом такого занятия актуализировались коммуникативная компетенция (ребята вступили в деловой, созидательный контакт с «коллегами по цеху», учились работать в группе, уважать и учитывать пожелания друг друга, рефлектировать), а также регулятивная компетенция (организация рабочего места, распределение обязанностей в группе)
Уверенное овладение техническими приемами декоративно-прикладного искусства, в совокупности с изучением основ театрального мастерства и собственными эстетическими представлениями позволяют воспитывать и формировать творчески активную, культурную, личность.