Опубликовано: 12.12.2018 г.
Автор: Маров Александр Анатольевич,
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей»,
г. Череповец, Вологодская обл.
Содержание:
- Общие сведения, цель, задачи, возраст учащихся.
- Материальное обеспечение.
- План учебного занятия.
- Технология организации и проведения учебного занятия.
- Литература.
- 1.Общие сведения, цель, задачи, возраст воспитанников.
Тема учебного занятия: «Викторина «Вологодская область в годы Великой Отечественной войны» с использованием интерактивных технологий.
Практическое занятие в форме викторины, посвященное участию уроженцев Вологодской области в борьбе на фронте в тылу в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945), проводится в рамках образовательной программы «Историко-техническое моделирование». В программе отмечается, что учащиеся объединения помимо практической деятельности знакомятся на занятиях с основными датами, событиями, героями, техникой и вооружением периода Великой Отечественной войны, в том числе и с историей нашего края в военные годы на занятиях по краеведению.
Особенно важным является проведение викторин и семинаров с целью приобретения знаний по истории Великой Отечественной войны и второй мировой войны в целом, с целью воспитания патриотических чувств у учащихся, способствующих развитию личности с осознанной гражданской позицией. Поэтому, считается необходимым включение в программу занятия в форме викторины по данной теме, приурочив ее к памятным датам Вологодской области: например, таким как день города Череповца, день города Вологды, день образования Вологодской области; или к таким событиям, где вологжане принимали активное участие: прорыв блокады Ленинграда, освобождение Тихвина, оборона Волхова и др.
Для участия учащихся на занятии не требуется каких-либо углубленных знаний по теме, однако необходим широкий кругозор, общая эрудиция, знания, полученные в ходе изучения таких школьных предметов, как история, краеведение и обществознание.
В ходе занятия учащиеся приобретают навыки общения, навыки самоанализа, умение сформировать свою позицию в каком-то вопросе, активизируется долговременная память, способность концентрировать внимание на вопросе, проводить анализ. Повышается общая эрудиция.
Роль педагога заключается в подготовке содержания учебного занятия и компьютерной презентации, в формулировке цели и задач, определении для учащихся значения данного занятия. Велика роль педагога в эмоциональном настрое учащихся на совместную работу в ходе занятия, который необходим, чтобы занятие прошло интересно, поучительно, дало положительный эмоциональный заряд всем его участникам.
В процессе подготовки и проведения викторины педагог привлекает учащихся детского актива объединения. Представители детского актива помогают педагогу в составлении вопросов по викторине, разработке презентации и, непосредственно, в проведении викторины, где они выступают в роли жюри, ведущих и техников.
Для повышения эффективности процесса обучения, создания эмоционального настроя и повышения качества усвоения нового материала во время занятия используются следующие интерактивные методы обучения на различных его этапах:
- Организационная часть – метод «прогноз погоды». По очереди все участники учебного занятия оценивают свое эмоциональное состояние на начало занятия по температурной шкале от 0 до 10 градусов. Педагог на общем графике отмечает показания каждого и определяет общий эмоциональный настрой группы.
- Введение – метод «ромашка». Для проверки объема и глубины знаний участников викторины педагог задает вопросы по теме Великой Отечественной войны участникам по выбору и просит аргументировать их свой ответ. Участник викторины дает ответ и в случае правильного ответа получает поощрительный приз.
- Повторение – метод карусели. После основной части педагог задаёт вопросы по теме занятия учащимся по выбору и просит их аргументировать свой ответ. Используя этот метод, педагог помогает участникам проверить качество их ответов и делает проверку объема и глубины их знаний.
- Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия) – метод «прогноз погоды». Педагог, как и в организационной части, предлагает всем участникам учебного занятия оценить свое эмоциональное состояние и определяет общий эмоциональный настрой. Полученные результаты сравниваются с изначальными. Происходит анализ изменений.
Данное учебное занятие рассчитано на возраст учащихся от 10 до 17 лет и может проводиться как в первый, так и во второй год обучения. Участники одного занятия могут соответственно состоять из обучающихся разных возрастов в указанном интервале и из разных годов обучения.
Цель занятия: развитие познавательных, аналитических способностей в процессе участия в викторине.
Задачи:
- Образовательные:
- Изучить наглядный материал – иллюстрации и фотографии, представленные в сопроводительной презентации отражающие события рассматриваемого периода Великой Отечественной войны, а также вологжан-участников тех событий.
- Дать новую информацию учащимся о том, какие воинские части были сформированы на территории Вологодской области в предвоенное и военное время, их боевой путь и участие в сражениях и битвах.
- Дать новую информацию о том, какие памятники и памятные места есть на территории Вологодской области, связанные с Великой Отечественной войной.
- Ознакомить учащихся с материалом о боевых действиях на территории Вологодской области (Оштинский плацдарм) в годы Великой Отечественной войны.
- Закрепить знания обучающихся по теме событий Великой Отечественной войны
- Развивающие:
- Научить умению анализировать поставленные вопросы и находить правильный ответ.
- Развить логическое мышление.
- Сформировать навыки индивидуального мышления и коллективного обсуждения, «мозгового штурма» при решении поставленных задач.
- Повысить интеллектуальный уровень за счёт приобретения новых знаний.
- Совершенствовать навыки умения работать с презентациями.
- Воспитательные:
- Формирование осознанной гражданской позиции у воспитанников.
- Формирование духовно-нравственных качеств личности.
- Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине.
- Формирование интеллектуально-развитой личности.
- Воспитание интереса к истории России, расширение представлений о событиях отечественной военной истории.
- 2.Материальное обеспечение (ТСО, материалы и инструменты).
Дидактический, раздаточный материал:
Подготовленные на листе бумаги таблицы с номерами вопросов, ручки, стикеры двух цветов, лепестки ромашки для вводной части, оформленная на листе ватмана шкала «прогноза погоды».
Наглядное:
Презентация, составленная педагогом по теме беседы «Вологодская область в годы Великой Отечественной войны». Видеоролик о военно-исторической реконструкции Великой Отечественной войны.
Техническое оборудование:
Компьютер, видеопроектор, экран, сетевой фильтр.
Материал к награждению:
Дипломы, сертификаты, призы для участников викторины и поощрительные призы для вводной части.
Условия и особенности реализации:
Просторный класс площадью не менее 30 квадратных метров, 18 столов для учащихся, 36 стульев, 1 стол для компьютера и видеопроектора, 1 стол для ведения викторины, 1 стул для педагога, 1 стол для жюри, 3 стула для жюри.
- 3.План занятия.
Этап учебного занятия |
Длительность (общее время – 70 минут) |
Организационная часть. |
5 мин. |
Формулирование целей и задач занятия для учащихся. |
2 мин. |
Введение. Проверка у учащихся ранее приобретенных знаний по истории Великой Отечественной войны. |
5 мин. |
Основная часть: Викторина, посвященная истории Вологодской области в годы Великой Отечественной войны. |
30 мин. |
Повторение. Совместный поиск ответов на вопросы, представленные в викторине. Демонстрация видеоролика. |
15 мин. |
Заключительная часть. Награждение победителей и участников викторины. Подведение итогов. Рефлексия. |
13 мин. |
- 4.Технология организации и проведения учебного занятия.
Этап учебного занятия. |
Деятельность педагога. |
Деятельность учащихся. |
Организационная часть. |
Приветствует участников викторины. Рассказывает правила проведения. Представляет помощников, членов жюри, которые будут оценивать итоги викторины. Проводит «прогноз погоды», определяет эмоциональный настрой. |
Здороваются с педагогом и другими участниками. Слушают педагога. Отмечают свой эмоциональный настрой перед занятием на температурной шкале. |
Формулирование цели и задач занятия для учащихся. |
Речь педагога: «Сегодня мы проверим ваши знания по истории нашего края, а именно по участию наших земляков в Великой Отечественной войне. Многие вологжане-участники тех событий проявили в годы Великой Отечественной войны мужество и героизм в боях с врагом. Некоторых мы знаем, а кого-то мы узнаем сегодня. На территории нашей области в годы войны формировались воинские части из вологжан. Много памятников и памятных мест есть в наших краях, напоминающих нам о тех суровых годах. Также на территории нашей области проходила линия фронта»… |
Слушают педагога, формулируют вместе с ним цель и задачи занятия. |
Введение. Проверка у учащихся объема и глубины знаний по основным событиям Великой Отечественной войны.
Цель: актуализация и проверка имеющихся знаний по теме викторины. |
Педагог, используя метод карусели, спрашивает учащихся: «Но перед тем, как перейти к теме нашей викторины, мне бы хотелось проверить, насколько хорошо вы знаете основные события Великой Отечественной войны». Педагог, используя метод «ромашка», предлагает участникам викторины по желанию вытянуть лепесток с вопросом (приложение 1) и ответить на него, тем самым делая некую разминку и определяя уровень знаний участников на начало викторины. |
Участники викторины по желанию тянут лепестки ромашки, отвечают на вопросы. В случае правильного ответа получают поощрительный приз. В случае неправильного ответа вопрос уходит в аудиторию. |
Основная часть.
Викторина, посвященная истории Вологодской области в годы Великой Отечественной войны.
Цель: актуализация и получение новых знаний по теме «Вологодская область годы Великой Отечественной войны». |
Педагог: «Я вижу, что вы имеете представление о событиях Великой Отечественной войны. А сейчас мы начнем нашу викторину». Педагог дает возможность своим помощникам из детского актива начать вести викторину. Помощники педагога раздают участникам листы для ответов (приложение 2)и ручки, демонстрируют презентацию, зачитывают вопросы викторины (приложение 3), следят за временем. Викторина состоит из 20 вопросов. Педагог внимательно смотрит за соблюдением правил викторины. |
Участники викторины внимательно слушают помощников педагога, следят за презентацией, на выданных листах записывают свои варианты ответов на предложенные вопросы. |
Повторение.
Совместный поиск правильных ответов на вопросы викторины. Демонстрация видеоролика.
Цель: проверка на запоминание полученных знаний в ходе викторины. |
По окончании основной части жюри викторины удаляется на подведение итогов. В это время педагог предлагает участникам викторины совместно найти правильные ответы (приложение 4) на вопросы викторины, подводит их к анализу предположительного результата по итогам викторины. По окончании обсуждения предлагает к просмотру в ознакомительных целях видеоролик военно-исторической реконструкции, посвященный Великой Отечественной войне с участием клубов военно-исторической реконструкции города Череповца и Вологодской области. |
Совместно с педагогом повторяют вопросы, проговаривают свои варианты ответов, определяют правильные ответы. По итогам совместного поиска анализируют результат своего участия в викторине. Смотрят предложенный видеоролик. По окончании просмотра делятся впечатлениями. |
Заключительная часть.
Награждение участников и победителей викторины.
Подведение итогов. Рефлексия.
Цель: определение эффективности занятия, обмен впечатлениями между его участниками и педагогом. |
По окончании просмотра и обсуждения видеоролика педагог предоставляет слово членам жюри для ознакомления с результатами викторины, определения победителей. Награждает победителей и участников викторины призами, сертификатами и дипломами.
При подведении итогов занятия педагог спрашивает у учащихся: «Чему научились?» «Было ли занятие для вас полезным?»
Используя метод «прогноз погоды», предлагает участникам определить свой эмоциональный настрой в конце занятия и сравнивает его с начальным результатом.
Педагог дает свою оценку прошедшего мероприятия.
Благодарит всех участников учебного занятия. |
Участники слушают результаты викторины, поздравляют победителей. После результатов отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями о викторине, делают оценку своего эмоционального состояния к концу занятия, благодарят педагога. |
- 5.Список литературы.
- Акиньхов Г.А. Вблизи фронтов: Вологод. обл. в осуществлении планов сов. командования в годы Великой Отеч. войны: Справ.-путеводитель. Вологда. Издательство Вологодский ИПКИППК. 1994. 196 стр., илл.
- Вепринский В. Годовиков Л. Истребители летят на перехват: (Очерки о летчиках, защищавших вологодское небо в годы ВОВ). Череповец. Б.и. 1994. 64 стр., фото.
- Конасов В.Б. Судаков В.В. Эхо минувшей войны: Из истории Вологодской области. Вологда. Издательство Вологодский ИПКИППК. 1994. 90 стр., илл.
- Напалков Ф.М. Вечер М.Н. Медведев Е.В. От Тюмени до Киркинеса: О боевом пути 368-й стрелковой краснознаменной Печенегской дивизии. Свердловск. Сред. Уральск. 1989. 221 стр., илл.
- Федоров А.Ф. В Карелии. На Свири. В Померании: Записки ветерана 272-й стрелковой дивизии. Петрозаводск. Карелия. 1984. 143 стр., илл.
Интернет-ресурсы:
https://www.booksite.ru/fulltext/voloblbib/text.pdf
http://cherepovets-kp.ucoz.org/publ/28-1-0-183
https://studfiles.net/preview/2416406/page:10/
http://cultinfo.ru/news/2015/5/the-theme-of-the-great-patriotic-war
http://www.vologda-oblast.ru/o_regione/istoriya/vologzhane_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny/
http://victory.rusarchives.ru/archive/gosudarstvennyy-arhiv-vologodskoy-oblasti
Приложения.
Приложение 1.
Список вопросов с ответами для вводной части.
1). Как назывался план вторжения в СССР?
Ответ: план «Барбаросса».
2). Когда началась Великая Отечественная война?
Ответ: 22 июня 1941 года в 4 часа утра.
3). Какая битва Великой Отечественной войны была раньше: Курская или Сталинградская? Ответ: Сталинградская.
4). Кто из полководцев подписал акт о капитуляции Германии?
Ответ: маршал Жуков Георгий Константинович
5). Какой город в годы Великой Отечественной войны был в блокаде более 900 дней, но так и не был взят германскими захватчиками?
Ответ: Ленинград (Санкт-Петербург).
6). Когда завершилась Великая Отечественная война?
Ответ: 9 мая 1945 года.
Приложение 2.
Лист для ответов.
Фамилия _________________________
Имя __________________________
Сколько лет ______________________
Объединение ___________________________________
Номер вопроса |
Ответ |
Номер вопроса |
Ответ |
1 |
|
11 |
|
2 |
|
12 |
|
3 |
|
13 |
|
4 |
|
14 |
|
5 |
|
15 |
|
6 |
|
16 |
|
7 |
|
17 |
|
8 |
|
18 |
|
9 |
|
19 |
|
10 |
|
20 |
|
Приложение 3.
Вопросы для основной части викторины.
1.Какой летчик, житель города Череповца, в числе первых получил звание Героя Советского Союза? В его честь в городе названа одна из улиц Индустриального района.
1) Иван Полевой;
2) Михаил Жуков;
3) Фёдор Метёлкин;
4) Игнатий Королёв.
2. Укажите номер стрелковой дивизии, которая была сформирована в городе Череповце в 1939 году и участвовала в обороне города Ленинграда? Впоследствии получила почетное наименование «Рижская».
1) 286-я;
2) 111-я;
3) 168-я;
4) 100-я.
3. К какому сроку согласно плану «Барбаросса» Гитлер планировал овладеть городом Вологда?
1) апрель 1942 года;
2) сентябрь 1941 года;
3) июнь 1943 года;
4) май 1942 года.
4. Когда на территории Вологодской области вражеской авиацией была осуществлена первая бомбардировка Северной железной дороги?
1) 22 июня 1941 года.
2) 2 августа 1945 года.
3) 29 июля 1941 года.
4) 30 сентября 1941 года.
5. Где на территории Вологодской области с октября 1941 года по июнь 1944 года проходила линия фронта против финнов? Как назывался этот плацдарм?
6. Назовите номер стрелковой дивизии, которая в 1940 году была сформирована в городе Вологда, в 1942 году была переформирована в 24-ю гвардейскую стрелковую дивизию?
1) 111-я.
2) 115-я.
3) 286-я.
4) 172-я.
7. Назовите летчика, который защищал небо Вологодчины от германских самолетов и в феврале 1942 года повторил подвиг Николая Гастелло. В городе Череповце есть улица, названная в его честь и памятник-обелиск летчику-герою.
8. Как зовут череповчанина, командира эскадрильи бомбардировщиков дальнего действия, который в первые месяцы войны участвовал в бомбардировке Берлина?
1) Иван Кожедуб.
2) Евгений Преображенский.
3 Михаил Воротин.
4) Константин Рокоссовский.
9. Назовите известные вам памятники города Череповца, посвященные Великой Отечественной войне.
10. Назовите известного вологжанина, летчика-истребителя, дважды Героя Советского Союза?
11. Уроженец Кичменгско-Городецкого района, в звании генерал-майора встретил Великую Отечественную войну. Командовал 10-й гвардейской армией. Участвовал в освобождении города Риги и разгроме Курляндской группировки противника. О ком идет речь?
1) Георгий Жуков;
2) Николай Еременко;
3) Михаил Казаков;
4) Алексей Щербаков.
12. Укажите номер танковой бригады, которая была сформирована на территории Вологодской области в марте 1942 года и была затем переименована в 65-ю гвардейскую танковую бригаду.
1) 103-я.
2) 56-я.
3) 345-я;
4) 148-я.
13. Назовите город, из которого в Череповец и Вологодскую область поступало самое большое количество эвакуированных гражданских лиц и раненных красноармейцев.
1) Москва.
2) Ленинград.
3) Петрозаводск.
4) Великий Новгород.
14. Какое военное училище было эвакуировано в город Череповец из Белоруссии летом 1941 года?
15. Маршал Советского Союза, уроженец села Лодейно Никольского уезда Вологодской губернии. Как его зовут?
16. Где в окрестностях города Череповца был расположен 740-й летный истребительный полк?
17. Как называется первая улица, появившаяся в городе Череповце в 1951 году и связанная с историей Великой Отечественной войны?
1) Проспект Победы.
2) улица Краснодонцев.
3) улица командарма Белова.
4) улица Жукова.
18. Когда началась Свирско-Петрозаводская наступательная операция, в результате которой был освобожден Оштинский плацдарм от финских войск?
1) 27 мая 1944 года.
2) 21 июня 1944 года.
3) 18 сентября 1943 года.
4) 5 июня 1945 года.
19. Назовите летчика-истребителя, дважды Героя Советского Союза, уроженца деревни Яруново Вологодской губернии, лично сбившего 31 самолет противника и еще 19 в группе, погибшего в 1944 году.
1) Александр Клубов.
2) Игорь Меншиков.
3) Алексей Нестеров.
4) Петр Никифоров.
20.Уроженец Кадуйского района, в 1941 году командовал стрелковой дивизией, затем 20-й армией. Войска под руководством земляка принимали активное участие в боях под Москвой, Ржевом, Великими Луками. В октябре 1943 года участвовали в Невельской операции.
1) Позгалев Вячеслав Евгеньевич.
2) Швецов Василий Иванович.
3) Иванов Петр Георгиевич.
4) Брежнев Леонид Ильич.
Приложение 4.
Ответы на вопросы викторины.
1.Михаил Жуков (2).
2.168-я (3).
3. май 1942 года (4).
4. 29 июля 1941 года (3).
5. На северо-западе Вологодской области в районе села Ошта. Оштинский плацдарм.
6. 111-я (1).
7.Алексей Годовиков.
8. Евгений Преображенский (2).
9. Обелиск Алексею Годовикову, памятник 286-й стрелковой дивизии (штыки), памятная плита 168-й стрелковой дивизии на Советском Проспекте, памятник воинам-зенитчикам 79-й гвардейской бригады, мемориал боевой славы с вечным огнем и др.
10.Иван Кожедуб.
11. Михаил Казаков (3).
12.103-я (1).
13.Ленинград (2).
14.Лепельское пехотное училище.
15.Иван Степанович Конев.
16. Деревня Матурино (ныне улица Матуринская).
17. Улица Краснодонцев (2).
18.21 июня 1944 года (2).
19. Александр Клубов (1).
20. Швецов Василий Иванович (2).