0+



 

Опубликовано: 22.12.2018 г.

Автор: Никитина Татьяна Анатольевна, воспитатель

ДОУ №24 г.Дубна Московская область


Цель: Приобщить детей к истокам русской традиционной культуры,
познакомить с обрядами, которые существовали на Руси.

Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с понятием Рождественские Святки, с
традициями, обычаями и обрядами, связанными с их организацией и
проведением: гадания, народные гуляния, колядование, украшение елки.
Расширять кругозор посредством приобщения к искусству и национальной
культуре. Воспитывать у Детей устойчивый интерес и отзывчивость на
произведения музыкального фольклора.
Развивающие: Обогащать память детей, интеллектуальные возможности, их творческую активность, фантазию, воображение, инициативность, произвольность. Формировать художественный вкус.
Воспитательные: Способствовать развитию ребенка, прививая ему любовь,
уважение к своей нации, душевную чуткость и восприимчивость к окружающим.
Развивать потребность совершать добрые дела и поступки, формировать
нравственное чувство. Прививать любовь к народным праздникам и традициям.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка,
художественная литература, здоровье, физическая культура, социализация.

Предварительная работа: беседа с детьми 0 традиционном праздновании
Рождества и Святок; разучивание обрядового репертуара с детьми (колядки,
игры, поговорки).

Ход развлечения

Общий сбор перед крыльцом детского сада.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в зимний лес потому, что идут
святки. Мы с вами совершим экскурсию в Храм Смоленской иконы Божией
Матери, посмотрим вертел, поставим свечи, а потом погуляем в зимнем лесу.

1. Соблюдая правила поведения на улице, дети, в сопровождении
взрослыми, организованной колонной по два отправляются в лес. По
наезженным дорогам дети идут парами, а по узким лесным тропинкам друг за
другом. Это дает им возможность ощутить контраст между узкими и широкими
пространствами.
2. После экскурсии в храм дети идут на знакомую поляну. Там их
встречают сказочные персонажи.

Баба Яга: У.. мороз, какой
мороз
Отморозила ноги, не чует
нос!
А еще говорят, не весь снег
выпал!
Не пройти, не проехать.
Пришлось стулу за
полверсты на платной
стоянке оставить!
Баба Яга: (обращается к
Лешему и Кикиморе) Так,
мои милые! (потирает
ладони) Пришла Коляда!
Отворяй ворота! (радуется)
Кикимора: О! Испортить погоду! Замести дорогу!
Баба Яга: Молодец зелененькая! (гладит по голове). Но этого мало.
Кикимора: Проникнуть к колядовщикам на гулянье!
Баба Яга: Ах ты умница моя! (гладит)
Леший: 0‚ бабуся! Я предлагаю выкрасть месяц. Больно он сегодня ярок и
красив. Так и светит на дорогу, парням и девкам на подмогу.
Баба Яга: И в кого это ты такой смышленый?
Леший: Все в тебя Ягусенька, все в тебя!
Баба Яга: А теперь за работу! Чтоб вокруг все зазвенело, затрещало, запищало.
Чтоб темно в деревне стало. (Крадут месяц, Баба Яга колдует метлой)
Леший: Ну что Ягусенька, главные дела мы сделали.
Баба Яга: Пургу устроили?
Кикимора: Ух! Устроили!!!
Баба Яга: И месяц украли?
Кикимора: Украли! Вот! (показывает).
Баба Яга: Вот теперь можно и на гулянье отправляться.
Дети и воспитатель в это время наблюдают за беседой Нечисти.
Воспитатель: —Здравствуйте, здравствуйте гости дорогие!
А у нас наступили праздничные дни! Пели разные колядки,
Праздник этот самый длинный По дворам ходили в святки,
Он веселый и старинный. Нарядились и шутили,
Наши прабабушки и прадедушки, Праздник ждали и любили!
Веселились Две неделюшки, - Ребята, наступили Святые дни –
От Рождества и до крещения Святки!
Приготовив угощение,
Воспитатель: - На Руси во время Святок дети наряжались в необычные
костюмы, их называли ряженые, ходили по домам и пели песни — колядки. Детей
называли - колядовщиками. Их угощали разными сладостями: пряниками,
конфетами, пирогами. Колядки —хвалебные песни для хозяев Дома. Хозяева дома
колядующим высказывали хорошие пожелания в наступающем году и угощали.
Но существовал один секрет — приходили ряженые только в те дома, на окне
которых выставлялась свеча. Посмотрите, ребята, а вот и ряженые. Наверное, это
колядовщики.

«Ряженые» (Нечисть) начинают колядовать.

Хором:
Пришла коляда,
Отворяй ворота!
Ворота отворяй
И гостей принимай!
Леший:
Как зашли мы, зашли
Да в хорошую хату.
Здравствуйте, ребята!
Щедрый День, добрый день!
Сеем, всем, посеваем,
С Новым Годом
поздравляем!
(рассыпают зерно)
Уж как наша Коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идет
Да всем поклон шлет!
Хозяев знает, добром величает.
Кикимора:
Коля-коля—коляда, я у мамы одна.
Дай мне, тетя, молока.
Молоко не сладко — дай шоколадку.
Коляда, Коляда, жили-были три кота,
Три кота и котик — дайте срочно тортик!
Тетенька добренька, подай что-то сдобненько:
Пышку да лепешку, да свиную ножку.
Баба Яга:
Кто не даст лепешки, завалим окошки!
Кто не даст пирога, сведем корову за рога!
Кто не даст хлеба, уведем деда!
Коляда-моляда, не дашь пирога,
Мы корову за рога, коня за хвост уведем на мороз!
Воспитатель: - Угостим, угостим колядовшиков. Только вот что-то вид у вас
какой-то подозрительный! И колядуете как-то странно: вроде бы хорошо, да что-
то не так. Ребята, а вы как считаете? Может они не настоящие колядовшики?
(Ответы детей).

Дети разоблачают Нечистую силу.

Воспитатель: - Ах вы, плуты и мошенники! Вы опять нас запутать хотите? Вы
же в прошлый раз обещали, что исправитесь, а сами опять за старое? (Нечисть
пристыженно опускают глаза). Так значит это вы все тропинки пургой замели?
Так это вы месяц с неба украли, чтобы темно в округе было. Эх вы!
Нечисть (хором): - Мы больше не будем. Простите нас пожалуйста! На этот раз
мы точно исправимся. обещаем!
Кикимора: Можно и нам с вами праздник встречать?
Воспитатель: Ребята как вы думаете, пусть останутся с нами?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо так и быть. Только верни нам месяц ясный, а то на улице
будет темно, пурга дороги не видно.
Баба Яга: Хорошо, хорошо, так и быть! (возвращают месяц).
Воспитатель:
Посиделки здесь у нас,
Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься.
Раз-два, раз-два, начинается игра!
На концах веревок палки,
Называются “моталки”.
Посреди веревок рыбка.
Ты мотай веревку шибко.
Тот, кто первым намотает,
Тот и рыбку получает.
Эта рыбка в новый год
Много счастья принесет.
Проводится игра «Мотальщики»

Воспитатель: - На Святки принято было гадать. Гадали все — и взрослые и дети.
Очень любили люди эту забаву. А хотите погадать, да судьбу свою узнать? Но
сначала поиграйте со мной. Баба Яга, вставай в круг, будешь Лисонькой-лисой

Проводится игра «Лисонька-лиса»

Лиса стоит в центре
круга, зажмурив глаза. Дети
идут по кругу и поют (мелодию
песни «Во саду ли,
в огороде. . .»)

Мы по кругу идем,
Мы лисичку зовем,
Пусть глаза не открывает,
Нас по голосу узнает!

Дети останавливаются и
тот, на кого покажет
ведущий, спрашивает: «Лисонька-лиса, где я?» Лиса должна, не открывая глаз,
подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться и сказать: «Здесь ты.»

По окончании игры Лиса обходит круг с мешочком, где лежат гадальные
карточки, с изображением людей разных профессий, и дает каждому ребенку
вынуть из мешочка картинку.

Леший: - А какие девицы собрались сегодня красивые, как принцессы. Пойду ка
я, да выберу себе принцессу.
Проводится русско-народная игра
«Шёл козел по лесу...»
Пошел козел по лесу, по
лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу,
принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем,
попрыгаем, попрыгаем.
Да ножками подрыгаем,
подрыгаем, подрыгаем.
И ручками помашем,
помашем, помашем,
И весело попляшем, попляшем, попляшем.
По окончании игры Козел “гадает” на “кольцах”. Дети катают обручи, куда
“кольцо” покатится, оттуда принцессе ждать суженого-ряженого.

Кикимора: А теперь игра такая, на внимание, Друзья:
Как скажу я — хлоп-хлоп,
Вы ногами — топ-топ.
А скажу я — топ-топ,
Вы руками — хлоп, хлоп!

Воспитатель: Девушки сапожок выбрасывали за ворота — в какую сторону «нос»
его посмотрит, оттуда и жених приедет.
- А хотите погадать, да судьбу свою узнать?

(проводится гадание, «Невесты» (девочки)— бросают валенок,
«Женихи» (мальчики)- ловят).

Баба Яга: И мне погадайте! Я тоже счастья хочу! (Баба Яга достает из горшка
веточку) Что это?
Воспитатель: Видно к новому помелу.
Баба Яга: (заглядывает в горшок) А колечка там случайно нет?
Воспитатель: Так кто ж тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?
Баба Яга: Ах так? Вот как? Ну раз мне нет жениха, я сейчас сама буду хозяйкой!
А ну ка посторонись! Попляшете вы у меня! Устрою вам экзамен, кто самый
смелый?
Игра «Слалом на метле»
Баба Яга: Не думала я что
вы справитесь.
Воспитатель:
Всех не спеть нам славных
песен,
Добрых слов всех не сказать.
Праздник наш прошел на славу.
В Святки любо поиграть.
Всем спасибо,
За улыбки и за смех,
И за игры, и за пляски,
Благодарствуем мы всех.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация