Опубликовано: 04.01.2018 г.
Автор: Мишина Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования
МАОУДО «Дом детского творчества с. Выдрино» Республика Бурятия, Кабанский р-он, с. Выдрино
Цель занятия:
• Организовать коллективную творческую деятельность;
• Расширить кругозор учащихся при изготовлении декоративного панно используя различный природный материал (береста, засушенные листья).
Задачи:
Обучающие:
• Учить приемам изготовления комбинированной аппликации (береста, засушенные листья).
• учить плетению из полосок бересты.
• Научить подбирать засушенные растения по цветовой гамме.
Развивающие:
• развивать мелкую моторику рук и глазомер;
• развивать умение самостоятельно планировать свою деятельность;
Воспитывающие:
• Воспитывать бережное отношение к природе, к родному краю;
• воспитывать любовь к народным традициям;
• воспитывать аккуратность, терпение, умение работать
самостоятельно.
Методы проведения занятия: репродуктивный, словесный, метод практической работы, метод наблюдения.
Тип занятия: познавательно- развивающая программа, сообщение новых знаний, беседа, самостоятельная работа.
Вид занятия: комбинированная аппликация (береста, засушенные листья).
Оборудование: схема плетения. Образцы изделий из бересты. Засушенные листья, ножницы, клей, схема кроссвордов.
Словарь: аппликация, симметрия, кроссворд, флористика.
Ход занятия:
I .Вводная часть:
а) приветствие.
б) организация рабочего места .
в) повторение правил по технике безопасности.
При работе с ножницами:
1. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
2. Следить за тем. чтобы ножницы не оказались под материалом, так как. беря ножницы, их можно уронить и поранить себя или рядом работающего.
3. Передавать ножницы колечками вперед сомкнутыми лезвиями.
4. Не подходить во время работы с ножницами к другим.
При работе с клеем:
I. Помнить, что клеи токсичен.
2.Работая с клеем, пользуйтесь кисточкой..
З.В случае попадания клея на слизистую оболочку глаза, сообщить педагогу и
промыть глаза холодной водой.
2. Основная часть.
а) Сообщение темы и цели урока.
б) проверка знаний учащихся.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.
Что это?
Правильно, в этой загадке говорится о берёзе и бересте.
Как получают бересту? (из берёзовой коры).
Какие качества бересты вы знаете? (прочная, бархатистая, мягкая и т. д.).
Береста - ценный поделочный материал, хорошо режется, клеится, сшивается, плетется.
Береста с давних пор является любимым материалом для различных поделок, особенно в России.
Как можно использовать бересту? (игрушки, сувениры, украшения, картины, панно и т. д.).
Береста пластична, её можно прорезать, придавая изделию ажурность , выжигать, расписывать, (показываю образцы).
Как заготавливают бересту? В какое время года? Как обрабатывают бересту и готовят к работе? Почему нельзя брать кору с живого дерева?
Многие природные материалы и инструменты с которыми вы будете сегодня работать на занятии вам хорошо известны.
Предлагаю кроссворд:
1. Материал для письма, а также других целей, изготовлен из древесины, (бумага.)
2. липкое вещество для плотного соединения чего-либо клей.)
3. Толстая, очень плотная бумага.(картон..)
4. Канцелярский, металлический предмет используется для скрепления бумаги, (скрепка).
5. Весной - травкой шелковистой. Летом - нивой золотистой.
Ну, а зимнею порою-
Аппликацией - игрою.
Сухая, очень ломкая
Зовут её (соломка)
6. Свою косичку без опаски,
она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
в альбоме водит по страничке. (кисть.)
7. Жидкое, токсичное, пахучее вещество придаёт глянцевый вид работе, (лак.)
Найдите в составленном кроссворде знакомое вам слово, с этим природным материалом мы постоянно работаем, (береста)
Какое сейчас время года? (осень)
Что даёт нам осень? (листопад, а ещё - разноцветные шорохи. Пушкинское настроение.)
Унылая пора,
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
Поистине волшебным является мир природы. Каждая веточка, каждый листочек таят в себе не передаваемое очарование. Но не только это характеризует живую природу. Из материала, который она нам дарит, можно делать чудеса своими руками. Чтобы сохранить красоту лета, осени существует художественное творчество- флористика.
Флористика - это художественное творчество, основой для которого служат засушенные цветы, листья, семена растений и другой природный материал. «Картины без кисти и красок» называют такие произведения.
Засушивать растения можно разными способами:
1 .Воздушная сушка (связать растения и подвесить, чтобы воздух свободно циркулировал).
2.Естественная сушка. ( поставить в вазу).
3.Объёмное засушивание, (засушиваем растения, в коробке пересыпая песком или манкой).
4. Плоское засушивание, (разложить растения в клипу).
5. Засушивание с глицерином, (опустить стебли растений в глицерин пополам с водой).
Мы с вами засушили листья. Какой способ мы использовали? (плоское засушивание).
Существуют листья самых различных форм. (рассматривание листьев).
Как нужно пользоваться листьями?
Как с ними обращаться? (засушенные листья очень хрупкие, брать нужно аккуратно, бережно.)
Сегодня на занятии мы будем выполнять необычную аппликацию - комбинированную из бересты и листьев. « Подсолнух»
Чтобы выполнить задуманную аппликацию, нужно знать правила:
• сначала нарисовать и вырезать или подобрать её детали;
• затем выложить из них рисунок на основе;
• только после этого приклеивать детали на нужное место.
Последовательность выполнения работы:
1.Сначала продумаем, из каких элементов будет состоять работа? Где будет располагаться на картине?
2.Вырезаем детали аппликации.
Как сделан круг подсолнуха? (береста)(метод плетения - показываю).
а) Разметим контур двух деталей для передней части подсолнуха.
б) по линейке проведём линии разреза.
в) вырежем обе детали, разрежем по разметке.
г) примерим заготовки друг к другу.
д) кончики полосок приклеим к основе.
Из чего сделаны листья подсолнуха? (засушенных листьев).
3. Раскладываем детали аппликации на основе картины. (ствол, круг подсолнуха, листья.)
4. Наклеивание деталей.
5. Положить аппликацию под пресс
Целевые обходы:
1. Контроль организации рабочего места.
2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль качества выполненной работы.
Итог урока:
Сегодня на занятии мы с вами выполнили аппликацию. Какую?
(комбинированную).
Почему мы называем работу комбинированной?
Какой метод использовали при подготовке центра подсолнуха?
Аппликации положим под груз и просушим. Убираем рабочее место. Отметить работы и ответы детей.
Урок закончен.