Опубликовано: 12.01.2019 г.
Автор: Сальникова Ольга Александровна, воспитатель
ДОУ №24 «Семицветик» г. Дубна Московская область
Тема: Ознакомление дошкольников с родным городом.
Цель: Реализация комплексного подхода к развитию ребёнка, осуществление нравственного, интеллектуального, физического развития дошкольников средствами краеведо-туристкой деятельности.
Задачи:
- Глубже познакомить дошкольников со своей «малой Родиной»: улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением, общественным транспортом;
- Научить детей ориентироваться на плане улицы города, знать правила уличного движения, выполнять правила поведения на улице и в общественных местах;
- Расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города;
- Стимулировать у дошкольников интерес, любовь к своему микрорайону, заботу о его чистоте и красоте, обогащать словарь детей;
- Нравственно воспитывать дошкольников, формируя доброе, заботливое отношение к природе, людям, своему городу, стране;
- Оздоравливать детей в процессе пеших экскурсий.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Вид проекта: познавательный, групповой. Сроки реализации: долгосрочный (2 года)
Участники проекта: дети (первый год - средней группы, второй год - старшей группы), педагоги группы, инструктор по физическому воспитанию, родители воспитанников.
Проблема: развитие ребенка дошкольника через нравственно - патриотическое воспитание средствами краеведо-туристской деятельности.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей дошкольного возраста.
«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД» |
|||
1. |
День города. |
Знакомство с историей Дубны. Уточнить знания о главных достопримечательностях родного города. |
|
2. |
Символика Дубны. |
|
Знакомство с символикой города (герб, флаг). |
3. |
Улица, где находится детский сад |
Что такое улица? Какие дома на улице (этажность, формы домов, из какого материала построены). Какой транспорт движется по дороге. Макеты домов. Рисунки. Экскурсии. |
Название улицы. Основные части улицы (проезжая, газон, тротуары, дома), их назначение. Как организовано движение по улице. Макеты улицы. Экскурсии. Ролевые игры «Мы - ассажиры» |
4. |
Части города. |
Почта, поликлиника, конечная остановка. Экскурсии. |
Какие есть в левобережной части города улицы, их отличия друг от друга, названия. Экскурсии в библиотеку, школу, аптеку. |
План работы по ознакомлению с родным городом
Средний дошкольный возраст
ТЕМА |
НА ЗАНЯТИИ |
ВНЕ ЗАНЯТИЯ |
«Мой город» |
Знакомство с городом Дубна. Рассматривание фотографий города
|
Рассказ воспитателя о городе и его достопримечательностях: экскурсии по улицам города. |
«Символика Дубны» |
|
|
«Улицы Дубны» |
Что такое улица? Какие дома на улице? (этажность, формы домов, из какого материала построены).
|
Рассказ воспитателя о происхождении названий улиц города. Экскурсии по улицам города. Сделать макет улицы Свободы. Подготовка к выставке. |
«Части города» |
Рассказ воспитателя о -почте -поликлиники -конечной остановке автобуса. Их значение для жителей города. |
Экскурсии на почту, в поликлинику, на конечную остановку автобуса. |
План работы по ознакомлению с родным городом
Старший дошкольный возраст
ТЕМА |
НА ЗАНЯТИИ |
ВНЕ ЗАНЯТИЯ |
1. «Мой город» |
Познакомить детей с историей Дубны, уточнить знания о главных достопримечательностях родного города. Воспитывать любовь к городу. |
Рассказ воспитателя о городе и его достопримечательностях: ДМЗ, Радуга, Атолл, Тензор, ДК «Октябрь», ДК «Мир», больницы, школы, университет. Экскурсии: в музей «Боевой славы», библиотека, школа. |
2. Символика Дубны |
Познакомить детей с флагом, гербом, гимном. Объяснить их значение, активизировать в речи новые слова: флаг, герб, гимн, гос. символика. |
Рассматривание флага, герба, слушание гимна. Сравнение с другими гербами городов Московской области. |
3. Улицы Дубны |
Познакомить детей с улицами города и принципами их именования. Ввести в словарь детей понятия: проезд, проспект, набережная. Воспитать чувство ответственности за свой город. |
Рассказ воспитателя о происхождении названий улиц города. Экскурсии по улицам города. Сделать макет улицы Свободы. Подготовка к выставке. |
4. Таланты Дубны |
Познакомить детей с творчеством поэтов Дубнинцев. Воспитать любовь к поэзии, художественному слову, гордость и уважение к людям прославившим Дубну. Познакомить с картинами художников. Очаги творчества. |
Экскурсия в центры творчества, чтение стихов. |
5. Дубна - спортивная |
Познакомить детей с главными объектами спорта: «Волна», «Лыжная школа», |
Ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, широко использовать подвижные игры. |
|
водный стадион, бассейн. Закрепить знания о разных видах спорта. Формировать устойчивый интерес к занятиям физкультурой. |
|
6. Что мы знаем о Дубне? Досуг |
Закрепить знания детей полученные в течении года, воспитать чувство гордости, любви и уважения к родному городу. Развивать гражданско- патриотические чувства. |
Подготовка к досугу. |
Ожидаемый результат:
■ Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
■ Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
■ Расширение знаний у детей о природных и погодных явлениях, приобретение умения наблюдать, видеть и слышать окружающую природу.
■ Совершенствование естественных видов движения и обогащение двигательного опыта (ориентироваться в пространстве);
■ Развитие координационных способностей и выносливости, как основа физической подготовки ребенка;
■ Развитие волевых качеств, смелости, самостоятельности, проявления товарищества, взаимопомощи.
■ Освоение доступных знаний об истории родного края.
■ Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
■ Приобретение детьми дошкольного возраста культуры поведения в природе
Серия конспектов
Тема:
«Это улица моя»
Экскурсии по району, где находится детский сад
Общественные здания на нашей улице
Дома на нашей улице
Тема:
«Где ты, доктор Айболит»
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада
Экскурсия в поликлинику
Экскурсия в аптеку
Тема
«Серия экскурсий на почту»
Зачем нужен адрес
Целевая прогулка к почтовому ящику
Экскурсия на почту
Экскурсия в отдел доставки почты
Экскурсия на телеграф
Экскурсия в книжный дом
Экскурсия в овощной магазин
Экскурсия в гастроном
Продуктивная деятельность:
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Город Дубна - Наукоград», «Моя Родина!», «Улицы города»
Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Знакомых улиц имена», «Правила дорожного движения»
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о городе»
Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями), «По дороге в детский сад»
Лепка «Животные и птицы родного края», «Путешествие в космические дали», «В лес за грибами»
Цикл рисунков «Белая береза - во все времена ты хороша», рисунки «Весна», «Грачи прилетели», «Золотая поляна», «Золотая осень», «Белые краски зимы» - цикл рисунков о зиме
Экскурсии, походы и фотоэкскурсии по городу, в лес, в парк, на «Московское море», на болото, на реку Волгу в разные времена года
Слушание стихов песен о Дубне.
Оформление дидактических игр по краеведению:
■ «Узнай, где я нахожусь?»,
■ «Собери картинку»,
■ «Бабушкин сундучок»,
■ «Карта моего города»,
■ «Город будущего»,
■ «Мой край родной»,
■ «Я - фотограф»,
■ «Вот моя улица, вот мой дом родной»
■ «Дорожные знаки»
■ «Светофор»
«Знаки туристской маркировки»
■ «Виды костров»
Социализация |
Труд |
Безопасность |
Познание |
Коммуникации |
Чтение х/л |
Художественное творчество |
Физическая культура |
Поощрять расширение выбора тем для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов. |
Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Воспитывать самостоятельность. Развивать умение доводить начатое дело до конца. |
Закреплять умение соблюдать правила участия в играх. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Продолжать формировать навыки культуры поведения в общественных местах, на улицах города. Знания детей о правилах дорожного движения. |
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность. Расширять и уточнять представления детей о родном городе. Закреплять умение наблюдать. |
Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Поощрять попытки делиться с педагогами и другими детьми разнообразными впечатлениями. |
Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. |
Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление ( на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. |
Развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребёнка – будущего туриста. |