Опубликовано: 15.01.2019 г.
Автор: Чернышёва Галина Андреевна, воспитатель
МБДОУ «ДС №55 г. Челябинска»
«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…»
Н.М. Амосов.
Здоровье детей – будущее страны!
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничности физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научным центром здоровья детей, академией медицинских наук, показывают, что состояние здоровья детей России за последнее время ухудшилось, а число здоровых дошкольников составляет всего 10%. Поэтому сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени.
На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно:
-наследственность;
-неблагоприятная экологическая обстановка;
- электронно-лучевое и «метало – звук», облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка);
-образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).
Отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению, оказывает не менее серьёзное влияние на здоровье и развитие ребенка.
Наблюдая за детьми на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, я обратила внимание на то, что у некоторых детей неправильная осанка, быстро наступает усталость стоп, дети часто и долго болеют, что является развитию сколиоза и диагнозами, которые фиксируются в медицинских картах детей.
На такие мелочи родители не всегда обращают внимание, им кажется, что ребенок еще слишком мал, чтобы у него была красивая осанка и правильная стопа, крепкое здоровье. Именно сейчас, когда ребенок активно растет, а ноги и позвоночник испытывают нагрузки, начинаются их нарушение. Сколиоз и плоскостопие у детей обнаруживается еще до школы.
Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки, укрепление здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно–двигательного аппарата детей дошкольного возраста, я разработала план работы по профилактике нарушений осанки и профилактике плоскостопия. Входе реализации плана решались следующие задачи:
1)Оздоровительные:
- совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к различным заболеваниям.
-формировать правильную осанку и укреплять все группы мышц, содействовать профилактике плоскостопия
2) Образовательные:
-создать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;
- развивать двигательные способности детей и физические качества(быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость);
-формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.
3)Воспитательные:
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
-воспитывать положительные черты характера;
-воспитывать чувство уверенности в себе.
В перспективном плане отражены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движений(ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и т.д., дыхательная гимнастика, разнообразные виды массажа. Упражнения на релаксацию.
Взаимодействие с родителями
1.ознакоиление родителей с содержанием работ в МБДОУ, направленной на физическое и психическое здоровье.
2.обучение родителей конкретным приемам и методам ознакомления
( дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.)
3.Ознокомление родителей с лечебно – профилактическими мероприятиями, проводимые в МБДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методом оздоровления детского организма .
Перспективный план работы по профилактике нарушений осанки и профилактики плоскостопия.
Сентябрь
1.«Что такое правильная осанка»
Структура занятий
1.Дать представление о правильной осанке.
2.Игра «Угадай, где правильно»
3.П /и «Веселые елочки»
Работа с родителями
Познакомить родителей с п/и «Веселые ёлочки»
Обратить их внимание на положение различных частей тела ребенка
2.«Льдинки, ветер и мороз»
Структура занятий
1.Дать представление о том, что такое плоскостопие
2.ОРУ
3.ОВД
4.Игра «Делим тортик»
Работа с родителями
Консультация «Что такое нарушение опорно-двигательного аппарата»
3.«Береги свое здоровье»
Структура занятий
1.Развитие умений сохранять правильную осанку во время ходьбы.
2.Комплекс гимнастики «Утята»
3.П /и «Веселые елочки»
4. Упражнение регулирующий мышечный тонус «Дерево»
Консультация «С чего начать родителям
4.Путешествие в страну Спорта и Здоровья»
Структура занятий
1.Разминка «Веселые шаги»
2.ОРУ (с гимнастической палкой)
3.П/И «Теремок»
4.Релаксация «Ветер»
Работа с родителями. Оформление папки – передвижки «советы родителям»
Октябрь
1.«Почему мы двигаемся?» (познавательное)
Дать понятие об опорно-двигательной системы.
Структура занятий
1.Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки.
2.Комплекс с гимнастической палкой.
3.П /И «Кукушка»
4.Релоксация «Лес»
Работа с родителями
Предложить родителям обратить внимание на позу ребенка во время ходьбы и постановку стопы.
2.«Веселые матрешки»
Структура занятий
1.Ходьба с выполнением упражнений для осанки и стоп.
2Комплекс « Матрешки»
3.упражнение « Подтяни живот»
4.П /И «Поймай мяч ногой»
Работа с родителями. Устный журнал с участием ортопеда, педиатра детской поликлиники.
3 .«По ниточке»
Структура занятий
1. Упражнение с выполнением задания для стоп и осанки
2. П /И «Кукушка»
3. Познакомить с образной композицией с элементами танца «По ниточке»
4. Упражнение на вытягивание живота «Дельфин»
5. Работа с родителями анкетирование по определению привычной позы для ребенка
4.«Ловкие зверята»
Структура занятия
1.Комплекс корригирующей гимнастики
2.Самомассаж
3.П/И «Обезьянки»
4.Упражнение «В лесу»
Работа с родителями. Оформление фотовыставки работы кружка.
Ноябрь
1.«Зарядка для хвоста»
Структура занятия
1.Комплекс корригирующей гимнастики
2. Познакомить с ритмическим танцем «Зарядка для хвоста»
3. упражнение «Подтяни живот»
4. Релаксация «Море»
Работа с родителями. Предложить родителям побеседовать с детьми о правильной позе при сидении за столом
2.«Вот так ножки»
Структура занятия
1.Разминка в виде самомассажа ( плечевых суставов, спины, коленных суставов, ступней)
2. Комплекс статистических упражнений
3.Расслабление в позе полного отдыха, лежа на спине.
Работа с родителями. Ознакомление родителей с приемами самомассажа.
3.«Ребята и зверята»
Структура занятия
1.Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки.
1. Ритмический танец «Зарядка для хвоста»
2. Гимнастический комплекс с элементами корригирующей гимнастики
3. Релаксация под звучание музыки.
Работа с родителями .Подбор картинок с изображением позы при стоянии, сидении, ходьбе.
4«Пойдем в поход» (родителями)
Структура занятия
1.Упражнение «Встань правильно»
2.Игровое упражнение «Найди правильный след»
3. П /И «Птицы и дождь»
4. Игра «Ровным кругом»
Работа с родителями. Инструктивно – методическое занятие по профилактике нарушений осанки и деформации стопы.
Декабрь
1.«Веселые танцоры»
Структура занятия
1. П /И «Найди себе место»
2. Упражнение « Бег по кругу»
3. Ритмический танец «Зимушка – зима»
4. Релаксация с родителями. Предложить родителям побеседовать с детьми о положении различных частей тела при ходьбе, стоянии, сидении, о правильной постановки стоп.
2.Сюжетное занятие «На птичьем дворе»
Структура занятия
1.Разминка «Сорока»
2. Комплекс корригирующих упражнений
3.Упражнение «Ласточка»
Работа с родителями. Дни открытых дверей по ФИЗО и кружка «Спортивная карусель»
3.«Закрепление правильной осанки»
1. П /И «Найди себе место»
2.Упражнение «Бег по кругу»
3.Релаксация « Спинка отдыхает»
Работа с родителями. Познакомить с комплексом упражнений на профилактику сколиоза и плоскостопия. Предложить проводить эти комплексы ежедневно дома с детьми.
4«Учимся правильно дышать, чтобы помочь позвоночнику»
Структура занятия
1.Упражнение «Встань правильно»
2.Задание на проверку своего пульса
3.Комплекс упражнения на дыхание.
4. Упражнение «Жмурки»
5. Контрольное измерение пульса
6.Упражнение «Буратино»
Работа с родителями. Демонстрация видеофильма о работе, проводимой в ДОУ по коррекции осанки нарушению плоскостопия.
Январь
1.«Мальвина и Буратино»
Структура занятия
1. Ритмический танец «Кукла».
2. Комплекс корригирующей гимнастики
3. Упражнения для мышц ног
4. Упражнение « Буратино»
Работа с родителями. Беседа на тему «Как приучить ребенка делать зарядку»
2.«Незнайка в стране здоровья»
Структура занятия
1.Разновидности ходьбы и бега.
2.Упражнения «Ровная спина»
3.Упражнение «Здоровые ножки»
4. Самомассаж
5.Релаксация «Отдыхаем».
Работа с родителями. Мастер – класс «Упражнения для укрепления здоровья детей»
Февраль
1.Закрепление правильной осанки
Структура занятия
1.Упражнения «Бег по кругу»
2.ОРУ(и.п.лежа, сидя, стоя) у гимнастической стенке.
3. Упражнение в висе.
4.Игра «ходим в шляпках»
Работа с родителями. Информационный блок на тему «Коррекция осанки у детей средствами физического воспитания»
2.«Мы куклы» (с родителями)
Структура занятия
1. Комплекс пластической гимнастики.
2. Ритмический танец «Куклы»
3. П/И «ходим в шляпках»
4. Релаксация «Куклы отдыхают»
Работа с родителями. Познакомить родителей с комплексом корригирующей гимнастики.
3.«Мы танцоры»
Структура занятия
1.Упражнения «Надуваем шары»
2.Упражнения на фитбол – мячах
3.П /И «Загони мяч в ворота ножкой»
4.Релаксация «Шарик»
Работа с родителями. Консультация на тему «Как правильно дышать и сохранять осанку».
Март
1.«Поможем Буратино»
Структура занятия
1.П /И «Найди себе место»
2Ритмический танец «Аэробика»
3.Самомассаж спины и стоп
4.упражнение «Поможем Буратино стать красивым»
Работа с родителями. Консультация «Лебединая шейка»
3.«У царя обезьян»
Структура занятия
1.Ходьба с различным выполнением задания
2.Упражнение «Пройди через болото»
3. Упражнение в висе.
4. Упражнение «Положи банан»
Работа с родителями. Семинар – практикум на тему «Движение и здоровье»
3.«Отгадай загадки»
Структура занятия
1.Комплекс упражнений «Загадки»
2.Упражнения на фитбол – мячах
3.П/И «Заводные игрушки»
4Игра «Собери домик»
Работа с родителями. Оформление стенда «Десять советов родителям»
4.«Детский старти – нейджер»
Структура занятия.
1.Комплекс упражнений «Веселая маршировка»
2.Упражнение « Собери небоскреб» (кубики стопами)
3. «Сиамские близнецы» (упражнение в парах).
4. Самомассаж «Рисунок на спине»
Работа с родителями. Практическое занятие по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата
Апрель
1.«Будь здоров»
Структура занятия
1.Упражнения разминка «Дышите – не дышите»
2.Игра «Прокати мяч»
3.Упражнения со скакалками.
Работа с родителями. Консультация «Учим ребенка ,следить за своим здоровьем».
2.Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка.
Структура занятия
1. Упражнение «Прыгалка»
2. Комплекс пластической гимнастики
3. Упражнение на самовытяжение.
4. П/И «Не урони»
Работа с родителями: Дни открытых дверей.
3.«Старик Хоттабыч» (Практическое занятие совместно с родителями)
Структура занятия
1.Самомассаж стоп
2. «Дорожка здоровья»
3.Танец «Утят»
4.Упражнения с массажными мячами
5.Танец ножек « Матрешки»
6.Упражнения «Рисуем ногами»
7. Упражнение «Переложи бусы»
8. Релаксация «Спокойный сон»
Работа с родителями. Анкетирование на тему «Ваше мнение о работе кружка «Спортивная карусель»
4.«Веселый колобок»
Структура занятия
1.Ходьба в чередовании с бегом с выполнением упражнений.
2.Упражнение «Скатаем колобок»
3.П /и «Колобок и звери»
4. Самомассаж массажными мячами
Работа с родителями. Консультация «Коррекция нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»
Май
1.«Цирк зажигает огни»
Структура занятия
1.Ходьба с выполнением упражнений для стоп.
2.Упражнение «Силачи» (с мячом)
3. П/И «Карусель»
4.Упражнение на дыхание и расслабление.
Работа с родителями. Помощь родителям в изготовлении сет – платформ.
2.Закрепление правильной осанки и коррекции плоскостопия.
Структура занятия
1. Упражнения «Бег по кругу»
2. Упражнение в висе.
3. П/И «Пятнашки»
4. Релаксация «Весна»
Работа с родителями. Беседа «Влияние динамической и статистической нагрузок на организм».
3.КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу»
Структура занятия
Задания и конкурсы
Работа с родителями. Оформить папку передвижку с фотографиями о проведении КВН.
4.Диагностика
Структура занятия. Заключительная беседа «Зачем мы занимаемся физкультурой»
Работа с родителями. Познакомить родителей с результатами диагностики.
Июнь
«Цветочная страна»
Структура занятия
1.Ходьба с различным выполнением заданий
2.Дыхательное упражнение.»Подыши одной ноздрей»
3.Ритмическая гимнастика на фитбол – мячах.
4Упражнения «Колючая трава»
5.Упражнение с обручами.
6. Релаксация «Поливаем цветы»
Работа с родителями. Конкурс «Нестандартное оборудование своим руками»
Июль
«В гостях у морского царя Нептуна»
Структура занятия
1. Упражнение «Море»
2. Игра «Отлив – прилив»
3. Упражнение «Собери камушки»
4. Игра «Спрыгни в море»
5. Игра «Море волнуется»
Работа с родителями. Опросник на тему «Что я знаю коррекции
опорно-двигательного аппарата у детей»
Август
«Игрушки»
Структура занятия
Задания и конкурсы
Работа с родителями. Подведение итогов конкурса «Нестандартное оборудование своими руками»
Диагностика