0+



 

Опубликовано: 15.01.2019 г.

Автор: Михалева Марина Леонидовна, воспитатель 
МБДОУ № 79 г. Миасс

Тема: «Светит да не греет!»
Участники НОД: подготовительная к школе группа «Улыбка», 6-7 лет
Дата и время проведения: 05.12.2018 г. в 10.00 часов

Программное содержание:
Триединая цель непосредственно образовательной деятельности (НОД)?
1. Образовательная: вызвать интерес у детей к старинным источникам освещения,как предметам старины в русской народной культуре , обеспечить знаниями о них,обеспечить запоминание детьми источников освещения,обеспечить применение на практике электрической лампы как источника света для теневого театра.
2. Воспитательная: подвести детей к выводу,что разнообразие источников освещения помогает людям в разных ситуациях обеспечивать себя светом,когда недостаточно солнечного освещения.
3. Развивающая: обеспечить развитие умения пользоваться разными источниками освещения ,соблюдая пожарную безопасность,развивать память и речь детей,обогащая словарный запас.

Предварительная работа: беседа об особенностях русской зимы, рассказ о посиделках людей в избах за разными занятиями ,рассматривание разных источников освещения (старинных и современных) в «избе», во время экскурсии в краеведческий музей ,чтение русских народных сказок,рассматривание в них иллюстраций,на которых изображены источники освещения.

Методы и приемы:
• словесные методы: беседа, рассказ;
• наглядные методы: костюм Хозяйки, игрушка Домовенок Кузя, демонстрационные материалы(свечи,подсвечники,лучина,игрушка «керосиновая лампа»), оборудование к теневому театру,плоскостные фигурки героев сказки «Мороз,Солнце и Ветер», иллюстрации источников освещения, экран для теневого театра ,электрическая лампа. 
• практические методы: отгадывание загадок,подвижная игра «Башмачник» ,обыгрывание русской народной сказки «Мороз,Солнце и Ветер».

Словарная работа:лучина,светец, нож-косарь,свеча,горючий материал,фитиль,керосиновая лампа.
Интеграция образовательных областей:познание,социализация,безопасность,чтение художественной литературы,коммуникация,художественное творчество.

Ход НОД:

I. Орг момент (1-3 мин.) Хозяйка: Здравствуйте,красны девицы и добры молодцы! В гости ко мне пожаловали? А мы вас с Кузей уже заждались! «Светит,да не греет.» Про что так говорят люди зимой? (Солнце).Дни зимние короткие,темнеет рано в избе. А мы с Кузей загадки приготовили для вас.Если угадаете,то много интересного узнаете о предметах старины,которыми пользовались ваши прадедушки и прабабушки. II.Основная часть (10-20 мин.) Хозяйка загадывает загадки : 1.Стоит Прошка на одной ножке,крошит крошенину ни себе,ни людям.(лучина,светец) или Белое ест,черное роняет.(лучина). Кузя: «Да.у меня и такой предмет обихода имеется» (показывает лучину). Хозяйка: «Да,Кузенька,лучина-это длинная тонкая щепка сухого дерева. Для получения лучин полено щепили,то есть разделяли на щепы. Для этого могли использовать специальный нож-косарь,обычный нож или припечный топорик (щеплю полено).Чтобы получить больше света,одновременно жгли несколько лучин.Их закрепляли в светец (показываю иллюстрацию). Это специальное металлическое приспособление,вбивавшееся нижним заостренным концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили сосуд с водой.Вода отражала и множила свет,а так же предохраняла от пожара.который могли вызвать падающие угольки.Лучины долго использовали в быту.Позже они были заменены свечами.керосиновыми и масляными лампами, а позднее и электрическим освещением. Причиной тому являлась чрезмерная отдаленность некоторых малых деревень-туда невозможно было протянуть электрические сети,в то время как плюсами лучин были их простота и доступность. 

2. .Сама восковая,головка огневая,и ярка ,и горяча.Догадались ли? (Свеча) Свеча-это приспособление для освещения чаще всего в виде цилиндра из твердого горючего материала (воска,сала,парафина,стеарина) ,который в растопленном виде подводится к пламени с помощью фитиля.Фитиль пропитывают раствором селитры или борной кислоты для того,чтобы он лучше сгорал по мере уменьшения свечи и не давал слишком большого пламени. В прошлом использовались свечные щипцы,которыми периодически снимали фитильный нагар. Свечи были изобретены человеком очень давно,однако долгое время применялись в домах богатых людей и стоили дорого.Прототипом свечи являются чаши,наполненные маслом или жиром, с щепочкой в качестве фитиля(позднее стали использовать фитильки из волокна или ткани).Такие светильники очень сильно коптили и давали неприятный запах.Первые свечи изготавливались из жира или из воска.Восковые свечи долгое время были очень дороги.Чтобы осветить большое помещение ,требовалось очень много свечей.они чадили.черня потолки и стены. 3.Хозяйка: « Стоит терем,в теремочке-то горит.а на тереме труба стоит» .(керосиновая лампа).
Хозяйка: « А керосиновая лампа-светильник на основе сгорания керосина-продукта перегонки нефти. Принцип действия лампы.что и у масляной лампы:в емкость заливается керосин.опускается фитиль.Другой конец фитиля зажат в горелке механизмом так,чтобы воздух поступал снизу.В отличие от масляной лампы, у керосиновой фитиль плетеный. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло-для обеспечения тяги.а также для защиты пламени от ветра. Кузя показывает игрушку- керосиновую лампу,дает детям рассмотреть ее поближе. Хозяйка: « А у нас еще есть для вас загадки : 1. Привела я солнце под свое оконце. К потолку повесила.сразу стало весело.(эл.лампа). 2. Дом-стеклянный пузырек, и живет в нем огонек, днем он спит, темно- проснется, ярким пламенем зажжется. ( эл. фонарь). Какие еще современные источники освещения вы ,дети, знаете ? И на какие старинные источники света они похожи?» (керосиновая лампа-настольная эл.лампа). Хозяйка: «Долгими зимними вечерами девочки вышивали, вязали, мальчики ложки,шкатулки мастерили, отцы башмаки шили. Давайте поиграем в игру «Башмачник», выберем его при помощи считалки. Дети считаются: «Как у нас на сеновале две лягушки ночевали.Утром встали,щей поели,а тебе водить велели!» Хозяйка вместе с детьми играют в «Башмачника».(Играющие встают в круг и берутся за руки. В середину круга садится на скамеечку «башмачник» и делает вид.будто шьет сапоги,напевая : -Хорошенькие ножки,хорошенькие ножки.примерьте сапожки! В это время играющие быстро ходят по кругу,произнося следующие слова: -Примеривай,примеривай! После этого «башмачник» должен,не вставая со своего места и не передвигая скамейки,протянув руку,поймать кого-нибудь из участников игры Пойманный и «башмачник» меняются местами.) Кузя из своего «чудесного сундучка» извлекает плоскостные фигурки. Хозяйка ,используя настольную лампу,показывает теневой театр по русской народной сказке «Мороз,Солнце и Ветер».
III. Итог (обобщение воспитателя)(1-3 мин.) Хозяйка: Скажите,дети,какими же источниками освещения пользовались ваши прадедушки и прабабушки? (лучина,свеча,керосиновая лампа).Могут ли они нам пригодится ?(Да.Свеча нужна,когда отключают электричество в доме.Лучина-разжечь костер,огонь в печи.) А с помощью какого современного источника освещения вы посмотрели сказку в театре теней?(эл.лампа).

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация