Опубликовано: 15.01.2019 г.
Автор: Михалева Марина Леонидовна, воспитатель
МБДОУ № 79 г. Миасс
Тема: «Светит да не греет!»
Участники НОД: подготовительная к школе группа «Улыбка», 6-7 лет
Дата и время проведения: 05.12.2018 г. в 10.00 часов
Программное содержание:
Триединая цель непосредственно образовательной деятельности (НОД)?
1. Образовательная: вызвать интерес у детей к старинным источникам освещения,как предметам старины в русской народной культуре , обеспечить знаниями о них,обеспечить запоминание детьми источников освещения,обеспечить применение на практике электрической лампы как источника света для теневого театра.
2. Воспитательная: подвести детей к выводу,что разнообразие источников освещения помогает людям в разных ситуациях обеспечивать себя светом,когда недостаточно солнечного освещения.
3. Развивающая: обеспечить развитие умения пользоваться разными источниками освещения ,соблюдая пожарную безопасность,развивать память и речь детей,обогащая словарный запас.
Предварительная работа: беседа об особенностях русской зимы, рассказ о посиделках людей в избах за разными занятиями ,рассматривание разных источников освещения (старинных и современных) в «избе», во время экскурсии в краеведческий музей ,чтение русских народных сказок,рассматривание в них иллюстраций,на которых изображены источники освещения.
Методы и приемы:
• словесные методы: беседа, рассказ;
• наглядные методы: костюм Хозяйки, игрушка Домовенок Кузя, демонстрационные материалы(свечи,подсвечники,лучина,игрушка «керосиновая лампа»), оборудование к теневому театру,плоскостные фигурки героев сказки «Мороз,Солнце и Ветер», иллюстрации источников освещения, экран для теневого театра ,электрическая лампа.
• практические методы: отгадывание загадок,подвижная игра «Башмачник» ,обыгрывание русской народной сказки «Мороз,Солнце и Ветер».
Словарная работа:лучина,светец, нож-косарь,свеча,горючий материал,фитиль,керосиновая лампа.
Интеграция образовательных областей:познание,социализация,безопасность,чтение художественной литературы,коммуникация,художественное творчество.
Ход НОД:
I. Орг момент (1-3 мин.) Хозяйка: Здравствуйте,красны девицы и добры молодцы! В гости ко мне пожаловали? А мы вас с Кузей уже заждались! «Светит,да не греет.» Про что так говорят люди зимой? (Солнце).Дни зимние короткие,темнеет рано в избе. А мы с Кузей загадки приготовили для вас.Если угадаете,то много интересного узнаете о предметах старины,которыми пользовались ваши прадедушки и прабабушки. II.Основная часть (10-20 мин.) Хозяйка загадывает загадки : 1.Стоит Прошка на одной ножке,крошит крошенину ни себе,ни людям.(лучина,светец) или Белое ест,черное роняет.(лучина). Кузя: «Да.у меня и такой предмет обихода имеется» (показывает лучину). Хозяйка: «Да,Кузенька,лучина-это длинная тонкая щепка сухого дерева. Для получения лучин полено щепили,то есть разделяли на щепы. Для этого могли использовать специальный нож-косарь,обычный нож или припечный топорик (щеплю полено).Чтобы получить больше света,одновременно жгли несколько лучин.Их закрепляли в светец (показываю иллюстрацию). Это специальное металлическое приспособление,вбивавшееся нижним заостренным концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили сосуд с водой.Вода отражала и множила свет,а так же предохраняла от пожара.который могли вызвать падающие угольки.Лучины долго использовали в быту.Позже они были заменены свечами.керосиновыми и масляными лампами, а позднее и электрическим освещением. Причиной тому являлась чрезмерная отдаленность некоторых малых деревень-туда невозможно было протянуть электрические сети,в то время как плюсами лучин были их простота и доступность.
2. .Сама восковая,головка огневая,и ярка ,и горяча.Догадались ли? (Свеча) Свеча-это приспособление для освещения чаще всего в виде цилиндра из твердого горючего материала (воска,сала,парафина,стеарина) ,который в растопленном виде подводится к пламени с помощью фитиля.Фитиль пропитывают раствором селитры или борной кислоты для того,чтобы он лучше сгорал по мере уменьшения свечи и не давал слишком большого пламени. В прошлом использовались свечные щипцы,которыми периодически снимали фитильный нагар. Свечи были изобретены человеком очень давно,однако долгое время применялись в домах богатых людей и стоили дорого.Прототипом свечи являются чаши,наполненные маслом или жиром, с щепочкой в качестве фитиля(позднее стали использовать фитильки из волокна или ткани).Такие светильники очень сильно коптили и давали неприятный запах.Первые свечи изготавливались из жира или из воска.Восковые свечи долгое время были очень дороги.Чтобы осветить большое помещение ,требовалось очень много свечей.они чадили.черня потолки и стены. 3.Хозяйка: « Стоит терем,в теремочке-то горит.а на тереме труба стоит» .(керосиновая лампа).
Хозяйка: « А керосиновая лампа-светильник на основе сгорания керосина-продукта перегонки нефти. Принцип действия лампы.что и у масляной лампы:в емкость заливается керосин.опускается фитиль.Другой конец фитиля зажат в горелке механизмом так,чтобы воздух поступал снизу.В отличие от масляной лампы, у керосиновой фитиль плетеный. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло-для обеспечения тяги.а также для защиты пламени от ветра. Кузя показывает игрушку- керосиновую лампу,дает детям рассмотреть ее поближе. Хозяйка: « А у нас еще есть для вас загадки : 1. Привела я солнце под свое оконце. К потолку повесила.сразу стало весело.(эл.лампа). 2. Дом-стеклянный пузырек, и живет в нем огонек, днем он спит, темно- проснется, ярким пламенем зажжется. ( эл. фонарь). Какие еще современные источники освещения вы ,дети, знаете ? И на какие старинные источники света они похожи?» (керосиновая лампа-настольная эл.лампа). Хозяйка: «Долгими зимними вечерами девочки вышивали, вязали, мальчики ложки,шкатулки мастерили, отцы башмаки шили. Давайте поиграем в игру «Башмачник», выберем его при помощи считалки. Дети считаются: «Как у нас на сеновале две лягушки ночевали.Утром встали,щей поели,а тебе водить велели!» Хозяйка вместе с детьми играют в «Башмачника».(Играющие встают в круг и берутся за руки. В середину круга садится на скамеечку «башмачник» и делает вид.будто шьет сапоги,напевая : -Хорошенькие ножки,хорошенькие ножки.примерьте сапожки! В это время играющие быстро ходят по кругу,произнося следующие слова: -Примеривай,примеривай! После этого «башмачник» должен,не вставая со своего места и не передвигая скамейки,протянув руку,поймать кого-нибудь из участников игры Пойманный и «башмачник» меняются местами.) Кузя из своего «чудесного сундучка» извлекает плоскостные фигурки. Хозяйка ,используя настольную лампу,показывает теневой театр по русской народной сказке «Мороз,Солнце и Ветер».
III. Итог (обобщение воспитателя)(1-3 мин.) Хозяйка: Скажите,дети,какими же источниками освещения пользовались ваши прадедушки и прабабушки? (лучина,свеча,керосиновая лампа).Могут ли они нам пригодится ?(Да.Свеча нужна,когда отключают электричество в доме.Лучина-разжечь костер,огонь в печи.) А с помощью какого современного источника освещения вы посмотрели сказку в театре теней?(эл.лампа).