Опубликовано: 21.01.2019 г.
Автор:Прокопенко Елена Александровна,
учитель-логопед,
муниципальное казенное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 459 комбинированного вида»
На протяжении длительного времени и по настоящее время сохраняются проблемы по внедрению инклюзивного образования в российскую педагогику, они активно обсуждаемы и актуальны. Права детей с ограниченными возможностями здоровья на полноценное развитие и социализацию закреплены законодательно, и решение задач по их реализации были поставлены перед педагогическим сообществом. Современные школы и детские сады должны создать не только гибкую образовательную среду, удовлетворяющую потребностям каждого «особенного» ребенка, но и общественную среду, позволяющую максимально социализировать этих детей в обществе.
Предполагается, что внедрение инклюзивного образования должно раскрыть огромные возможности перед детьми с ОВЗ, позволяющее в будущем получить достойное образование, стать полноценными членами общества. Но на данный момент, учитывая наши социально-экономические условия и общественное сознание, реализация инклюзивного образования сталкивается с рядом проблем. В первую очередь эффективность инклюзии в общей системе образования затруднена отсутствием должного материально-технического оснащения.
Значительно большая часть зданий детских садов – это здания, построенные еще в прошлом столетии, где совершенно не предусмотрены возможности по созданию специальных условий для детей с ОВЗ. Переоборудование помещений становится проблематичным и даже невозможным из-за отсутствия финансирования и конструктивных особенностей зданий. В создавшейся ситуации в нашем образовательном учреждении, не имея технических и финансовых возможностей, мы вынуждены были пойти на оптимизацию помещений детского сада. Педагоги-специалисты провели оценку функциональных возможностей своих кабинетов, позволившую им произвести обмен кабинетами. Специально для занятий с детьми с ОВЗ был оборудован кабинет, в котором может заниматься любой педагог-специалист в отведенное ему время.
Многие, обсуждая проблемы инклюзии, говорят о неподготовленности кадрового педагогического состава. Это не совсем так. Раньше тоже существовали специализированные детские сады или специализированные группы, в которые ходили многие из тех детей, которые сейчас получают статус «ограниченные возможности здоровья». За много лет существования в нашем детском саду логопедических и ортопедических групп созданы методическая и материально-техническая базы для коррекционной работы, подобран сплоченный педагогический коллектив, имеются необходимые педагоги узкой специализации (логопеды, дефектолог, психолог и т.д.). Проблема заключается в том, что общее количество детей в группе, превышающее по объективным причинам нормы СанПиНа, не всегда позволяет осуществить воспитателю индивидуальный подход к ребенку с ОВЗ. А внедрение тьютерства в детских садах – это единичные случаи и, как правило, профинансированные со стороны родителей детей со сложными диагнозами и понимающими необходимость для своего ребенка инклюзивного образования. На практике действительно индивидуальный подход в работе с детьми с ОВЗ реализуется только педагогами-специалистами, имеющими возможность работы индивидуально и в подгруппах.
Большое значение имеет умение воспитателя создать благоприятный психологический климат в группе, которую посещают дети с ОВЗ и дети -инвалиды. И здесь важно провести воспитательную работу не только с воспитанниками, они добрые и отзывчивые дети, а ещё и с родителями воспитанников. Родители «обычных» детей могут по разным причинам негативно относиться к присутствию в группе ребенка с ОВЗ или инвалида. Родители «особенных» детей, как правило, обеспокоены отношением сверстников к их детям, отсутствием условий, созданных для детей с ОВЗ. Обязательно в штате детского сада должен быть психолог для консультирования родителей и педагогов, создания и поддержания благоприятного климата в каждой группе и в коллективе в целом.
Важным принципом при внедрении инклюзии является организация комплексного подхода при организации коррекционно-педагогического процесса, в котором отмечается отсутствие должного участия медицинского сопровождения семей «особенных» детей. Очень важна для эффективности коррекционной работы с детьми с ОВЗ своевременная и постоянная медикаментозная поддержка. Не все родители понимают необходимость наблюдения и консультирования у невролога, психиатра, окулиста и других специалистов. Причинами отказа также могут быть занятость на работе, сложность попасть к нужному специалисту бесплатно по месту жительства. В данной ситуации мы заключаем договора сотрудничества с медицинскими организациями и центрами на проведение бесед, круглых столов по определенной теме, практикуем организацию в детском саду индивидуальных консультаций узкими специалистами-медиками. Такие консультации проводятся по запросу родителей, в вечернее время, когда родители приходят забирать своих деток из детского сада.
Но, не смотря на все проблемы, дети с ОВЗ и, что очень важно, дети –инвалиды посещают обычные детские сады, где уже с раннего возраста, в созданных для них специальных образовательных условиях, они окружены заботой и любовью взрослых, имеют возможность быть равноправными членами своего детского сообщества.