Опубликовано: 25.01.2019 г.
Автор: Токарева Алла Петровна
Музыкальный руководитель
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 255 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»
Музыка - это форма духовного освоения действительности. Она способствует художественному познанию мира, служит воспитанию равносторонней личности человека.
Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, к искусству дали в своих следованиях Д.Б. Кабалевский, Б.М Теплов, В.Н. Шацкая, М.Г. Рыцарева, Т.В Челышева.
Особенно актуальным представляется изучение музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста, т. к с психолого- педагогических позиций этот период является наиболее сензитивным для данной работы.
На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной) и в настоящее время в разработке теоретических и практических аспектов существуют различные подходы к проблеме развития музыкальных способностей.
В нашей работе используется понимание сущности музыкальных способностей, предложенных Б.М Тепловым. Оно включает:
-ладовое чувство;
-музыкально-слуховые представления;
-чувство ритма
Ладовое чувство- способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звукового движения. Эту способность можно назвать эмоциональным или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е высоты, отчлененной от тембра. Формирование элементарных проявлений ладового чувства происходит в дошкольном возрасте. Дети среднего дошкольного возраста в условиях эксперимента и воспитания в музыкальной среде хорошо воспринимают некоторые простые ладовые связи.
Способность к слуховому к прослушиванию- это способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно иначе называть слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении мелодий по слуху. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
Музыкально-ритмическое чувство- способность активно (двигательно) переживать музыку ,чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
В среднем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения.
Три основные способности, составляющие ядро музыкальности дают возможность для осуществления всех видов музыкальной деятельности. Каждая способность развивается в различных видах музыкальной деятельности: в ходе восприятия, исполнения, в творчестве.
Комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности, начинает развиваться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация и синкретический характер художественной творческой деятельности. Это процесс реально может состояться только на основе синтеза основных искусств (музыки, литературы, живописи) в условиях, когда восприятие музыкального произведения «опирается» на художественное слово и изобразительное искусство.
Объединение разных видов искусства в единое художественное событие позволит музыкальному руководителю раскрыть возможности художественного выражения и творчества в каждом виде искусства с учетом его уникальных особенностей. Взаимодействие искусств лучше осуществлять на уровне пространственно-временных закономерностей, свойственных каждому виду искусства, раскрывающих различные стороны содержания произведения при гибком взаимодействии образных художественных средств.
По мнению Б. П. Юсова, дети должны сенсорно насытиться наглядностью мимики и жеста, костюмом, маской, звуком, интонацией речи, цветом, созданием адекватной художественно-пространной среды.
Для создания художественной среды главным условием всей этой деятельности является выражение индивидуальности ребенка в едином творческом процессе ,развитие у него желания самому внести что-то необычное в свое окружение. В работе над созданием предметно-пространственной среды имеет значение и знакомство с цветом. Любая художественная деятельность детей должна носить вариативный характер, рождать эмоции, чувства.
При таком подходе музыка помогает ребенку сориентироваться в мире своих эмоций. Усиливая их, она порой способствует тому, что они выходят из подсознания ребенка, оформляются в процессе рисования в конкретный образ.
Восприятие музыки в условиях взаимодействия искусств описано в трудах С.Т. и В.Н. Шацких, Б.П Юсова, Д.Б Кабалевского.