Опубликовано: 25.01.2019 г.
Автор: Каткова Елена Васильевна,
инструктор по физической культуре
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 255 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»
На современном этапе задачей развития физической культуры и спорта в России является освоение подрастающим поколением основных физкультурных ценностей, обеспечивающих формирование физического и нравственного здоровья, интеллектуальной и творческой работоспособности. Здоровьеформирующая функция физического воспитания в современных образовательных системах приобретает особое значение в условиях нарастающих угроз разрушения внешней экологической среды и внутренней экологии человека. За последнее время отмечается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности детей ( около 40 % детей страдают хроническими заболеваниями)
Выбор содержания и технологий обучения должен осуществляться с позиции учета уникальности каждого ребенка. Наиболее полно этот принцип реализуется в индивидуально - дифференцированном подходе к обучению, образованию и воспитании.
В аспекте личностно ориентированных технологий приоритетным типом взаимоотношений является сотрудничество. Есть определенная группа функций, которыми индивид овладевает в процессе сотрудничества с инструктором и детьми.
По характера содержания – это обучающие и воспитательные технологии, которые опираются на индивидуальную, групповую и дифференцированную организационные формы. Ребенок выступает как субъект воспитательно-образовательного процесса, поэтому подходы у нему определяются личностно ориентированными, гуманно-личностными принципами, предполагающими тесное сотрудничество. По методом - это развивающие, творческие и игровые технологии, направленные на обеспечение эффективности обучения и его организации, рассчитанные на массовую категорию обучающихся. Таким образом, личностно ориентированные технологии реализуют индивидуально – дифференцированные подходы к обучению.
Личностно ориентированных программ по физическому воспитанию с индивидуальным подходом на сегодняшний день недостаточно. Изучать личность ребенка надо не в отдельных случаях, а в разносторонних проявлениях его эффективности личностно ориентированных программ.
Несложно представить, насколько различным по трудности является одно и то же двигательное задание (например, силовое упражнение или бег на выносливость) для ровесников, рост или телосложение которых существенно отличаются. Одному легко даются и те, и другие нагрузки, другому не хватает силы, третьему - выносливости. Эти различия обусловлены глубинными биологическими причинами, связанными с естественным разнообразием строения и функций тела, а также темпов роста и развития организма.
Тем не менее, опираясь на результат выполнения ребенком двигательного задания, воспитатель оценивает его успеваемость в соответствии с неким программным «нормативом».
Кроме того, общая нацеленность на «нормативный» результат вынуждает воспитателя уделять повышенное внимание главным образом « отстающим» двигательным качествам. Соответствующие упражнения для ребенка особенно трудны (ни его мышцы, ни другие физиологические системы не приспособлены к такой нагрузке). В некоторых случаях подобный подход дает эффект, но при этом нередко приводит к тому, что ребенок , не обладающий необходимыми биологическими предпосылками для достижения требуемого результата, попадает в стрессовую ситуацию.
По нашему мнению, главным тормозом на пути подлинного совершенствования системы физического воспитания является смещение целей: воспитание предполагает достижение результатов вместо того, чтобы быть направленным на укрепление здоровья и гармоническое развитие детей.
Индивидуальная норма, то есть оптимальное развитие всех задатков человека, представляет собой некий идеал, к которому можно стремиться
(А.А Корольков, В. П. Петленко, 1977). Первым приближением на этом пути может стать ориентация на конституционально - типологическую норму. Тогда задача индивидуализации работы в ДОУ обретает конкретный путь разрешения: необходимо более точно идентифицировать типологическую принадлежность человека, а все дальнейшие оценки и воздействия производить с учетом его конституционально-типологических возможностей. Объективно оценить двигательную подготовленность ребенка - это лишь часть проблемы. Не менее важно дать в руки воспитателя методику работы с разными по своим природным задаткам детьми.
Опираясь на данные возрастной физиологии и психологии, мы предположили, что осуществлять методические подходы в физическом воспитании учащихся следует по принципу «движение навстречу природу». Это означает, что дети должны получать такие задания, выполнение которых было бы для них приятным и интересным благодаря совпадению с интуитивным стремлением и биологической ориентацией организма (предрасположенностью). Так, например, для детей астено-торакального телосложения естественны и приятны двигательные задания, требующие проявления выносливости, - двигательные задания, требующие проявления выносливости, -длительный бег, другие не очень интенсивные, но продолжительные упражнения. Для детей дигестивного телосложения, напротив, интересны задания, связанные с проявлением силы, так как в этом они чувствуют свое превосходство ( или хотя бы равенство) над остальными детьми. Для детей мышечного телосложения естественны движения скоростно-силового характера.
Именно эти типы двигательных заданий и должны занимать большую часть
(вероятно, около 60%) времени, отведенного на развитие двигательных качеств.
Три основные функции должна выполнять вновь созданная система валеологической службы ДОУ: врачебный контроль и коррекцию; управление двигательными режимами. Только сочетание всех этих трех компонентов позволит реально продвинуться по пути укрепления здоровья детей.
При этом физическое воспитание должно рассматриваться в этом триединстве как основное средство, важнейший инструмент устранения выявляемых отклонений, а главной методической линией должен стать индивидуально - типологический подход к ребенку, осознание уникальности его личности и биологической организации. Бережное отношение к врожденным задаткам, отказ от унификации и излишней стандартизации – вот ориентиры, на которых, как мы полагаем, должна строиться вся система педагогической валеологии.