Опубликовано: 13.02.2019 г.
Автор: Кузнецова Ольга Вячеславовна, учитель - логопед
Структурное подразделение «Детский сад «Семицветик»
ГБОУ СОШ «Образовательный центр «Южный город»
пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области
ЦЕЛЬ: Закрепить произношение звуков [с], [сь] в слогах, словах, предложениях. Упражнять в звуко-буквенном анализе и синтезе слов. Закреплять навыки согласования слов в предложениях, чтении. Развивать фонематический слух, логическое мышление, память, внимание.
ОБОРУДОВАНИЕ: принцесса Смеха, ворота, предметные картинки, фишки, кассы, материал к игре «Шифровки», раскраски.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
I. Организационный момент.
У детей в руках картинки. Логопед предлагает назвать, у кого, что:
- У меня луна. У меня рыба. И т.д.
Дети выделяют гласные звуки в словах, выкладывают под картинкой соответствующие буквы.
II. Введение в тему.
- Сегодня мы в сами отправимся в сказочное королевство Принцессы Смеха. Так ее называют за то, что она любит смех и веселье. Но чтобы попасть в ее королевство, нужно выполнить задание.
- Послушайте слова и найдите лишнее слово:
помидор – лук – огурец – смородина
яблоко – груша – капуста – апельсин
клен – дуб – сосна – береза
платья – рубашки – юбки – стаканы
заяц – свинья – медведь – волк
сорока – утка – петух – курица
кровать – шкаф – сапоги – кресло
сарафан – тапочки – ботинки – сапоги
- Какой звук повторялся в названных словах чаще других? (звук [с]).
- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие по сказочному королевству и познакомимся со звуком и буквой С.
III. Основная часть.
1. - Посмотрите, мы с вами оказались перед воротами замка, где живет Принцесса Смеха. Ворота эти не простые, а волшебные. Чтобы их открыть, надо произнести заклинание. Слушайте и повторяйте за мной:
са-со-су ас-ос-ус ско-ску-скы
сы-су-со ус-ыс-ас сна-сно-сну
со-ос-со ос-ус-ас спа-спо-спу
су-ус-су са-ся-са ска-ску-ско
2. Ворота открываются. Дети знакомятся с артикуляцией звуков [с], [сь], их характеристикой:
[с] – согласный, глухой, твердый, обозначается синим цветом.
[с] - согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом.
3. Упр. «Мозаика».
У детей разлинованные листы картона и фишки синего и зеленого цвета. Предлагается послушать слова и выложить на листе в клетках столько квадратов, сколько слов со звуками [с]), [сь] они услышат.
Кошка, оса, щетка, санки, осина, посуда, муха, косы, туфли, песок, шуба, соки, улитка, фасоль, зайка, компот, санки, сирень, персики.
4. Игра «Подарки».
- Вот мы и оказались в замке. Нас встречает Принцесса. Но в гости принято приходить с подарками. (Отбор картинок со звуком [с]):
Маска, сачок, косы, оса, самокат, сумка, миска, сом, куст и др.
Дети выбирают картинки, определяют место звука в слове.
IV. Физминутка.
Детям предлагается выполнить физические упражнения под музыку.
5. Игра «Шифровки»
Детям раздаются карточки с зашифрованными словами. Нужно собрать слово из предложенных букв.
6.Звуко-буквенный анализ расшифрованных слов.
7. Игра «Построим мост от замка Принцессы до детского сада»
(за каждый правильный ответ ребенок получает кирпичик):
• Карась, Сережа, поймать.
• Сок, Соня, пить, ананасовый.
• Света, идти, ступеньки, по.
• Алиса, лес, в, гулять.
• Сливы, Сима, собирать, спелые.
• Соловей, ветка, петь, на.
• Саня, скамейка, сидеть, на.
• Посуда, полка, стоять, на.
• Мост, собака, спать, под.
V. Итог.
- Вот и закончилось наше путешествие. Какие звуки мы сегодня повторяли?
- Расскажите, какие они?
- Придумайте слова со звуками [с], [сь].
- На память о нашем путешествии принцесса Смеха дарит вам раскраски.