Опубликовано: 13.02.2019 г.
Автор: Каспарян Инна Аршаковна, воспитатель
МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад №19»
Влияние природы является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для развития.
Игры в лесу, на лугу, на берегу реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из наблюдений в природе, из детских воспоминаний, и развивается любовь к своему краю, к природе, к Родине, воспитываются чувства.
Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами – все это позволяет детям служить богатым материалом для развития эстетического чувства, сенсорного воспитания.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления, значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.
Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо на-правлять процесс восприятия ими природы. В процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой.
Основная задача в умственном воспитании- образование у ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных и простых, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы.
Неотъемлемая часть умственного воспитания- сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта.
Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познаватель-ных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблю-дательности, любознательности. Для развития мышления и формирования основ миропо-нимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы, приучить их искать объяснение наблюдаемых явлений и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление. Приучая наблюдать, т.е. целенаправленно сосредотачи-ваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием.
Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая их внимание на внешний вид, движения и повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.
В непосредственном соприкосновении с природой вместе с наблюдательностью развивается и любознательность. У детей дошкольного возраста развит ориентировочный и исследовательский рефлекс, который ярко проявляется в бесконечных вопросах к взрос-лым: Что это? Как? Почему? Удовлетворяя любознательность детей, нужно там, где это возможно, привлекать их самих к решению разных вопросов. Активное участие детей в разрешении поставленных вопросов развивает у них любознательность и делает интерес к природе более устойчивым. В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание.
В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к природе и бережного отношения к живому. Детям особенно близко то, что они сами вы-растили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети ухаживают, помогает воспитывать у них такие качества как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.
Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простым приемам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получили радость от процесса и результата труда. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно ис-пользовать для укрепления здоровья и физического развития.
Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движение животных и т.д. Необходимо, чтобы дети научи-лись чувствовать прекрасное с тем, чтобы дальнейшей своей жизни они умели восприни-мать мир во всей его красоте и многообразии.
В педагогическом процессе детского сада используются различные формы органи-зации детей. Занятия или экскурсии проводятся со всеми детьми или с подгруппами детей. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.
Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словес-ные).
Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспита-ние отношения к окружающему миру.
К наглядным методам относят наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, диафильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возмож-ностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформиро-вать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Исполь-зование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в примене-нии знаний.
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения зна-ний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают фор-мировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
В работе с детьми по ознакомлению с природой используются разные методы в комплексе, необходимо правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходи-мость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач.
К формам организации процесса можно отнести занятия, экскурсии, прогулки, а также праздники и развлечения на ту же тему.