Опубликовано: 28.02.2019 г.
Автор: Ахметгареева Лиана Фаилевна, воспитатель
МБДОУ детский сад «Берёзка» поселок Федоровский
Введение
Актуальность исследования. Согласно с Федеральными государственными стандартами, на нынешний день направление «Физическое воспитание», занимает ключевое место в воспитательно–образовательном процессе дошкольников. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, XXI век стартовал в РФ с резкого смещения в худшую сторону такового немаловажного показателя как здоровье дошкольника. На 6,75% возросло количество детей с нарушениями в физическом развитии, склонностью к патологии. На 8,1% уменьшилось количество здоровых детей. На 1,5% увеличилась численность детей 3 группы здоровья с хроническими болезнями и заметными отклонениями.
Объект исследования – процесс формирования основ здорового образа жизни у младших дошкольников
Предмет исследования – воздействие специального комплекса игр на развитие основ здорового образа жизни у младших дошкольников
Цель исследования – проанализировать теоретически и выяснить экспериментально специфики формирования основ здорового образа жизни у младших дошкольников через игры.
Гипотеза исследования – работа по развитию у младших дошкольников основ здорового образа жизни будет действенной, в случае если ввести в воспитательно–образовательный процесс, созданный нами специальный комплекс игр.
Для достижения цели нужно решить задачи:
1. Изучить теоретические базы процесса формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
2. Создать специальный комплекс игр по развитию основ здорового образа жизни у младших дошкольников.
3. Экспериментально выяснить эффективность созданного комплекса игр по развитию основ здорового образа жизни у младших дошкольников.
Исследование уровня сформированности познаний о здоровом образе жизни и культуре здоровья у детей младшего дошкольного возраста проводилась на базе МДОУ дошкольное учреждение «Берёзка».
В опыте участвовали дети младшего дошкольного возраста из двух параллельных групп в количестве 20 человек: 10 – контрольная группа и 10– экспериментальная группа.
Для выявления уровня сформированности познания о здоровом образе жизни у младших дошкольников, применяли адаптированные диагностические методики С.Е. Шукшиной, Г.А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной.
Итоги констатирующего этапа дали возможность прийти к выводу о том, что большая часть испытуемых пребывают на среднем и низком уровне познаний о здоровом образе жизни и культуре здоровья.
Для формирования основ здорового образа жизни и культуры самочувствия нами был проведён формирующий этап, в ходе которого уровень познаний детей увеличился. На основании полученных результатов, провели оценку эффективности комплекса мероприятий включающих: цикл познавательных занятий, исследовательская работа, «картотека – конструктор» для родителей и детей, родительское собрание, которые направлены на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формирования представлений дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических, психолого–педагогических, валеологических исследованиях.
В процессе сотрудничества воспитателей и родителей, через проведение родительских собраний, спортивных мероприятий при участии опекунов и воспитанников. Итоги контрольного этапа продемонстрировали увеличение уровня здорового образа жизни и культуры здоровья у детей экспериментальной группы.
К ощутимым результатам исследования вполне возможно отнести: комплекс мероприятий по формированию познаний о здоровом образе жизни и культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста и вероятностей её реализации.
Итоги исследования с позиций познавательного и личностно–творческого становления дошкольников:
• поиск детьми нового познания, новых познавательных ориентиров более высокого уровня сложности;
• изменение позиции дошкольников в ходе преподавания (становятся более инициативными и самостоятельными);
• главный итог – овладение здоровыми жизненными навыками, изменение отношения к физическому, психическому, социальному здоровью (повышение жизнестойкости, дружелюбность по отношению к взрослым и прочим детям), другими словами ребёнок, способный к осознанию значения собственного здоровья; владеющий здоровыми жизненными навыками; способный к рефлексии, умеющий расценивать и обладать собственными ощущениями, избирать поведение, управлять собой; способный к пониманию, сочувствию, состраданию другому;способный получать удовольствие от жизни, довольствоваться, быть счастливым.
Следовательно, на базе проведённой опытно–экспериментальной работы по развитию основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста, вполне возможно сделать итог, что созданный нами специальный комплекс игр является результативным.