0+



 

Опубликовано: 12.04.2019 г.

Автор: Герасимова Ария Анатольевна,
Заместитель заведующего по ВМР,
МАДОУ детский сад № 473

Аннотация. В данной статье представлены понятия «педагогический коллектив ДОО», «межличностный конфликт в педагогическом коллективе», «межличностный конфликт педагогов», выделяются и описываются характерные особенности и виды межличностных конфликтов педагогов в дошкольной образовательной организации, а так же раскрыты причины и типы межличностных конфликтов педагогов в ДОО.

Ключевые слова: межличностный конфликт, дошкольная образовательная организация, педагог.

Межличностный конфликт в ДОО: виды и их характеристика

Педагогический коллектив дошкольной образовательной организации – это достаточно сложная социальная система, в которой сотрудничают люди с самыми различными индивидуально-психологическими особенностями и под влиянием реальных политических и экономических условий жизни. Сложная система отношений в организации таит в себе возможность возникновения самых различных межличностных конфликтов, которые специфичны как по содержанию и динамике, так и по способу их разрешения. Межличностный конфликт в педагогическом коллективе – это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия между людьми и их группами при решении вопросов производственного и личного порядка.

Вопрос о взаимосвязи статуса, стратегий поведения в межличностном конфликте и личностных особенностей педагогов дошкольных образовательных организациях изучен недостаточно.

В качестве основных особенностей поведения педагогов в межличностном конфликте выступают избегание и приспособление. Для избегания характерно отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие существенных усилий, направленных на достижение собственных целей.

Индивидуальными чертами лиц, выбирающих эту стратегию поведения с окружающими, являются нерешительность и невысокая напористость в достижении цели и низкая поведенческая напористость в группе. Это поведение не выделяется непосредственностью и прямотой, напротив, чаще всего в контактах с людьми они показывают бережливость, скепсис и чувственную выдержанность. Вследствие этого, в истории межличностного конфликта они довольно аккуратны и корректны, но держат себя всякий раз отстраненно. У людей выбирающих эту стратегию поведения в межличностном конфликте зачастую выслеживается влечение избегать трудности с чрезмерной предрасположенностью к компромиссам. Неустойчивость оценок и непоследовательность поведения становится предпосылкой зависимого поведения от понятий и оценок, находящихся вокруг или сиюминутных интересов.

Межличностный конфликт рассматривается педагогами как не подлежащий осуждению. Вину за создавшуюся историю человек берет на себя, запросы к находящимся вокруг него не предъявляет. Для данных лиц свойственна некоторая «жертвенность», недоступность прагматичного поведения. В истории инцидента их поведение сопрягается с угрызениями совести и чувством вины за создавшуюся историю. «Бесконфликтность» маскирует неуверенность, легкость заимствования чужих представлений и взоров, ориентацию на сиюминутные запросы истории, недоступность воздействия возможности. Данные люди отличаются ослабленным чувственным контролем поведения.

Наиболее редко педагоги прибегают к соперничеству. Это говорит о том, что в коллективе меньшая численность воспитателей, которые имеют все шансы выразить больную обидчивость, завышенную чувствительность по отношению к реальной или же надуманной несправедливости. У этих людей инцидент вызывает враждебность в высказываниях и действиях, завышенную интенсивность в отношениях. Они буквально не адаптируются к интересам других.

Межличностные конфликты в дошкольной образовательной организации можно разделить на несколько видов:

  • педагог – педагог, причинами такого межличностного конфликта могут быть личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности, недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений другого воспитателя, новых разработок;
  • родитель – администрация причины: недостаточная осведомлённость родителя о деятельности ДОО, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность, администрации о семье;
  • педагог - родители причины: разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку, недобросовестное отношение к работе, низкая квалификация, завышенные требования к педагогу, гиперопека ребенка, неосведомленность родителей о работе ДОО, получение неточной информации о работе в ДОО;
  • педагог – администрация причины: разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга, завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.

Межличностные конфликты педагогов в дошкольных образовательных организациях изучены в литературе в меньшей степени. Можно выделить следующие типы межличностных конфликтов в дошкольной образовательной организации:

  • представляющие собой реакцию на препятствия при достижении основных целей трудовой деятельности (например, сложности выполнения данного делового задания, неправильное решение какой-либо производственной проблемы и т. п.);
  • возникающие как реакция на препятствия при достижении личных целей педагогических работников в рамках их совместной трудовой деятельности (например, конфликт из-за распределения деловых заданий, считающихся "выгодными" или "невыгодными", недовольство предложенным графиком отпусков и т. п.);
  • порожденные восприятием поведения педагога как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности (например, межличностный конфликт по поводу нарушения трудовой дисциплины кем-либо из членов передовой творческой группы педагогов с общим высоким уровнем отношения к труду);
  • сугубо личные конфликты между работникам и обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик: резкими различиями интересов, ценностных ориентаций, потребностей, уровня культуры в целом.

В педагогической науке описывают следующие общие причины возникновения педагогических межличностных конфликтов:

  1. Неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе – сложные противоречия, происходящие в последнее десятилетие в политической, экономической и духовной жизни страны существенно отразились на настроении и условиях работы педагогов. Нестабильная обстановка в стране, непрерывные, часто необоснованные и непонятные реформы, вал трудно разрешимых проблем у педагогов вызывают продолжительный и устойчивый стресс.
  2. Непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании – в реальной образовательной жизни имеют место правовой нигилизм педагога, будничное попирание прав педагогов. Правовая безграмотность или неразвитое правосознание администрации учебных заведений нередко выражается в нарушении трудового законодательства.
  3. Содержательноеиметодическоенесовершенствоучебно-воспитательного процесса – несоблюдение общепринятых единых требований, отсутствие преемственности в содержании и организации основных звеньев учебно-воспитательного процесса, непродуманным введением педагогических инноваций.
  4. Содержание и характер педагогической деятельности. Педагоги зависят от результатов труда друг друга, гораздо меньше, чем рабочие на конвейере или инженеры, проектирующие один станок. Однако их взаимозависимость гораздо больше, чем у воспитанников. Если педагог в группе работает плохо, это заметно отражается на качестве занятий музыкального руководителя или логопеда. Если педагог не уделяет должного внимания дисциплине воспитанников, это влияет на профессиональную деятельность всех остальных, работающих в данной группе.
  5. Специфика межличностных конфликтов между педагогами связана с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский. Престижность педагогического труда и оплата его таковы, что в течение нескольких десятилетий существовала устойчивая тенденция «вымывания» мужчин из этого важнейшего, государствообразующего вида деятельности.

Нередко отношения в педагогическом коллективе осложняются условиями труда: график работы, качеством обустроенности рабочего места, градация заработной платы, способ распределения премий и выходных дней и т. д.

Педагогический межличностный конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу не только объективных, но субъективных причин. Среди них выделяют:

1. Межличностные конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов:

  • между молодыми педагогами и педагогами со стажем работы; ·    
  • между педагогами, имеющими звание, должностной статус и не имеющими их;      
  • между педагогами, чьи дети посещают одну дошкольную образовательную организацию и др.
  • Специфическими причинами межличностных конфликтов между педагогами, чьи дети посещают одну дошкольную образовательную организацию, могут быть:
  • недовольство педагогов отношением к их собственному ребенку своих коллег;      
  • недостаточная помощь и контроль за собственными детьми педагоговматерей в силу огромной профессиональной занятости;
  • особенность положения ребенка педагога в дошкольном социуме (всегда «на виду») и переживание по этому поводу матери-педагога, создающее вокруг нее постоянное «поле напряженности»;
  • запредельно частое обращение педагогов к коллегам, чьи дети посещают дошкольную образовательную организацию, с просьбами, замечаниями, жалобами по поводу поведения и учебы их ребенка.

2. Межличностные конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией:      

  • необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов, технических средств обучения);
  • неудачный подбор педагогов в одной группе с точки зрения их психологической совместимости;
  • косвенное «сталкивание» педагогов (сравнение групп по исполнительской дисциплине и т.д.).

Специфическими причинами межличностного конфликтов типа «педагог-педагог» могут быть:

  • перегрузки детей, общая утомляемость, ведущая к обострению противоречий;
  • смена дошкольного коллектива и возникающая при этом трудность в адаптации новичков;
  • неразвитая рефлексивность, несоответствие самооценки ребенка с оценкой товарищей;
  • «непроясненность» социального статуса личности ребенка в социуме;
  • общая неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в группах.

Таблица 1.

Частота межличностных конфликтов в зависимости от их причин и стажа .

Причины конфликта

Стаж работы

до

3 лет

до

10 лет

до

20 лет

до

30 лет

более 30 лет

Неудобный рабочий график

69

63

60

50

49

Значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию детей

69

62

52

55

41

Личные

57

52

40

45

31

Распределение путевок в дома отдыха, санатории

53

43

35

36

28

Выполнение дополнительных объемов работы

50

41

30

32

24

Зависимость частоты возникновения конфликта от его причин и стажа работы в дошкольном учреждении оппонентов представлена в таблице 1.

По данным, представленным в таблице, можно сделать определенные выводы. Во-первых, чем больше стаж работы педагога, тем реже он вступает в межличностные конфликты с коллегами и руководством. Это связано с адаптацией педагога к педагогической деятельности и коллективу. Опытный педагог понимает деструктивные последствия межличностных конфликтов, к тому же имеет навыки неконфликтного разрешения проблем, как с педагогами, так и с администрацией.

Во-вторых, чаще всего причиной межличностных конфликтов у педагогов является неудобный график работы и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию. Нередко бывают межличностные конфликты на почве личной неприязни.

В-третьих, особенно важно, как часто происходят межличностные конфликты между педагогами, — это зависит от профессиональных и индивидуальных качеств. Так, межличностные конфликты из-за графика сокращаются по мере увеличения педагогического стажа — от 3-х до 30 лет в 1,4 раза. Устранение этих причин во многом зависит от администрации дошкольного учреждения. Характер и особенности межличностных конфликтов у педагогов обусловлены тем, с кем из окружающих сталкиваются интересы или возникают противоречия. Выявлены следующие мнения педагогов о том, кто чаще является их оппонентом в конфликте:

  1. администрация – педагог-35%;
  2. администрация – обслуживающий персонал-7%;
  3. конфликт между педагогами-15%;
  4. молодые педагоги – педагоги со стажем-7%;
  5. педагог – ребенок-24%;
  6. педагог – родитель-14% .

По мнению педагогов чаще всего межличностные конфликты у них случаются с администрацией дошкольной образовательной организации. Столкновения «по вертикали», т. е. межличностные конфликты между начальниками и подчиненными, обычно составляют около 78% от общего количества межличностных конфликтов в коллективе. Чаще всего интересы педагогов сталкиваются с интересами заведующей или методистом. Ведь именно с ними педагог обычно решает важные для него вопросы. Следовательно, именно к таким межличностным конфликтам должен быть в первую очередь готов педагог.

Таким образом особенности межличностных конфликтов в коллективах дошкольных образовательных организациях обусловлены причинами, их вызвавшими. Без знания причин трудно понять механизмы развития и завершения конфликтов, а самое главное — заниматься их профилактикой.

По сравнению с другими видами конфликтов в педагогических коллективах, межличностные конфликты во взаимоотношениях педагогов гораздо более сложны и многообразны.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация