Опубликовано: 21.04.2019 г.
Автор: Железняк Ольга Васильевна, воспитатель
МБДОУ №3 «Улыбка» г. Невинномысск
Детство самая прекрасная пора в жизни человека. Только дети могут верить так в чудеса, быть непосредственными, раскрепощенными. Но в современном обществе повышенный спрос на интеллект и научные знания. Детей стараются научить считать, писать. Трудно найти ребенка, который не знал бы, что такое компьютер или компьютерные игры. Дети хорошо решают логические задачи, а вот творить, сопереживать, восхищаться, все это остается на втором плане. Свою работу я планирую так, чтобы дать детям больше поиграть, пофантазировать, стараюсь развивать у детей наблюдательность, творческую выдумку и в этом мне помогают театрализованные игры. Играя в театр, я знакомлю детей с окружающим миром, через краски, образы, звуки, а задавая вопросы, я стараюсь заставить детей думать, делать выводы, анализировать. Театрализованные игры помогают мне объединить детей с разными характерами и темпераментами, вовлечь их в самостоятельную деятельность. Свою работу я начала с создания предметно – пространственной среды, учитывая возрастные особенности детей. Оформила уголок сказок, в котором разместила все виды театров: настольный, пальчиковый, театр игрушек, уголок ряженья. Главная моя задача при проведении занятий – это доставить детям радость. Работая с малышами, я планировала работу так, чтобы дети выступали в роли зрителей. Я их с народным фольклором: это потешки, песенки, Русские народные сказки. При этом я большое значение уделяла интонации, мимике, выразительности своей речи. Все это привлекает детей, занятия проходят в игровой форме интересно и увлекательно. Так как речь детей в этом возрасте несовершенна, необходима подготовительная работа: артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие правильного дыхания, памяти, пальчиковая гимнастика. Детям нравиться играть со сказочными героями пальчикового театра, театра на фланелеграфе.
В старшей группе и подготовительной группе, я продолжаю работу над развитием над развитием образного, свободного восприятия окружающего мира, людей, природы. Ребенок начинает осознавать, что логика не единственный способ познания мира, что прекрасно может быть и то, что не всегда понятно и обычно.
Задачи:
Составление перспективного планирования, которое включает в себя следующие разделы: «Театральная игра», «Ритмопластика», «Техника и культура речи», «Основы театральной культуры», «Работа над спектаклем».
- Активизация познавательного интереса.
- Развитие зрительного, слухового внимания, памяти, наблюдательности, образного мышления.
-Диагностические данные в каждой возрастной группе имеют рост результатов, что побуждает меня ставить перед детьми новые задачи. Каждый раздел планирования я стараюсь проводить только в игровой форме.
Начиная, работу с младшими дошкольниками я ставила перед собой следующие задачи:
- Развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребенка
(активизация словаря, грамматический строй речи, связная речь).
- Развивать понимание речи и анализировать словарь.
- Воспитывать умение слушать произведение.
Работая над развитием речи: планирование и эффективное проведение работы возможно только тогда, когда воспитатель знает возрастные особенности развития речи и умеет соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка. Возрастные особенности раскрываются в методическом пособии, а индивидуальные особенности выявляются при обследовании состояния речи детей в начале учебного года. Поэтому свою работу, я начала с изучения методики развития речи, которая основана на следующих положениях:
- Знание возрастных особенностей и возможностей детей.
- Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.
- Тесная связь с логопедическими технологиями.
- Сбалансированный охват всех сторон речи.
- Осознанное отношение к речевому развитию детей.
- Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.
Мною был создан комплект методических пособий, рассчитанный на каждый возраст. В них представлены:
- Характеристика речи детей определенного возраста.
- Методика ее обследования на начало и конец года.
- Подробные перспективные планы.
Работая со старшими дошкольниками, я усложнила задачи и уделяла большое внимание на:
- Развитие зрительного, слухового внимания, памяти, наблюдательности,
фантазии, воображения, образного мышления.
- Развития умения согласовывать свои действия с другими детьми.
- Драматизировать на темы знакомых сказок.
- Развивать чувство ритма и координацию движений.
- Развивать двигательные способности детей ловкость, подвижность.
В перспективном планировании добавила новые разделы:
- «Культура и техника речи» это игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную речь.
- «Театральная игра» направлена на развитие игрового поведения, умения общаться со сверстниками. Сюда входят общеразвивающие игры и специальные театрализованные игры.
- «Ритмопластика» включает в себя ритмические, музыкальные игры.
Результаты занятий я внесла в диагностические срезы на начало и конец года.
Успех работы зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения и родителей. Поэтому я, как воспитатель значительное внимание уделяю работе с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. Обновила уголок для родителей: расписание занятий, рекомендации, литературу для ознакомления, возрастные особенности детей. Провожу индивидуальные беседы с целью информации родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия.
Работая, по выбранному мною направлению т.е. поэтапно, учитывая возрастные и психологические особенности детей, осуществляя индивидуальный подход, используя принципы личностно – ориентированной модели общения с воспитанниками, творческо-развивающие технологии, создавая предметно- пространственную среду в группе были достигнуты результаты во всех видах деятельности. Дети участвовали в различных городских конкурсах, где не раз занимали почетные места.