Опубликовано: 28.04.2019 г.
Кузнецова Наталья Юрьевна
учитель начальных классов
БМАОУ «Лицей №7» имени А.А. Лагуткина
г. Березовский
Аннотация
В начальной школе метод учебного проекта - это обычно не индивидуальная, а семейная деятельность, так как наши дети сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому наши первые шаги в проектной деятельности мы делаем вместе с родителями. Работу над проектами мы начинаем с 1 класса. Эти проекты информационные. Но параллельно начинается работа с исследовательскими проектами, требующими серьезной защиты по типу курсовой. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности детей – сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком. Тем самым проектная деятельность способствует активной внеурочной деятельности и сплочению коллектива. Трудно себе представить более разнообразную и интересную жизнь классного коллектива.
Ключевые слова: метод учебного проекта, проектная деятельность, сотрудничество, содействие, партнерство
Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Но начиная работать по этой теме с малышами зададим себе вопрос:: "А достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ однозначный: " Конечно же нет!" Но это не значит, что ученики начальной школы не должны включаться в проектную деятельность. Конечно, в начальной школе - это обычно не индивидуальная, а семейная деятельность, так как наши дети сильно ограничены в средствах и инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому наши первые шаги в проектной деятельности мы делаем вместе с родителями.
Итак, работу над проектами мы начинаем с 1 класса . Эти проекты информационные. Они направлены на решение нескольких задач:
- знакомство с новыми одноклассниками, самопрезентация
- освоение новой формы структурирования информации, представление в виде презентации в программе PowerPoint
-приобретение опыта публичных выступлений
Но параллельно начинается работа с исследовательскими проектами, требующими серьезной защиты по типу курсовой. Таких проектов в 1-2 классах очень мало, буквально единицы, в 3-4 классах проектная деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса.
Особенно неоценима на данном этапе помощь родителей. В первую очередь я провожу специальное родительское собрание, на котором родителям будет разъяснена суть метода проекта и его значимость для развития личности детей, знакомлю с основными этапами проектной деятельности, структурными элементами и формами возможного участия в ней.
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности детей – сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком. Работа над проектом объемная, кропотливая. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом
Мои дети и родители – активные участники проектной деятельности, принимают живое и непосредственное участие на всех этапах деятельности: планирование, сбор информации, подготовка, проведение, анализ и поощрение.
Понимая, что в словосочетании «проектная деятельность» ключевое слово «деятельность», в каждом конкретном проекте мы определяем комплекс практических шагов для достижения цели проекта. Это может быть анкетирование одноклассников, встречи и интервью с интересными людьми разных профессий, классный час, мастер-класс по теме проекта, экскурсии, акции и т.д. Вся прелесть в том, что в эту деятельность вовлекается весь коллектив и детский и родительский, помогая конкретному ребенку в достижении поставленной цели. Тем самым проектная деятельность способствует активной внеурочной деятельности и сплочению коллектива. Трудно себе представить более разнообразную и интересную жизнь классного коллектива.
. Для меня, как учителя, самым ценным в методе проектов является сам
процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:
- проявить себя,
- попробовать свои силы,
- приложить свои знания,
- принести пользу,
- показать публично достигнутый результат.