Опубликовано: 10.05.2019 г.
Автор: Кутепова Ольга Викторовна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 55» г. Северск
Класс (группа) _подготовительная группа
УМК (программа) основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад № 55»
Тема: НОД «Птицы»
Цель: Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщения знаний о перелетных и зимующих птицах нашего края.
Задачи:
Обучающие задачи:
- активизировать и систематизировать знания детей о перелетных и зимующих птицах нашего края, сформировать представления детей об их разнообразии;
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, умение обобщать результаты опытов, делать выводы;
- развивать связную речь детей, обогащать словарь;
- развивать творческую активность детей в процессе изобразительной деятельности;
- развивать психические процессы – мышление, воображение, память.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.
Словарь:
- перелетные, зимующие, водоплавающие, орнитолог, селекционер.
Предшествующая работа:
- просмотр презентаций о зимующих и перелетных птицах, д/и «Перелетные птицы», наблюдения на прогулках.
Технологии и методы работы: игровой, словесный, ИКТ, наглядный.
Этапы деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанника |
Результаты* |
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
|
Приветствие, установление зрительного контакта, воспитатель предлагает поиграть в игру. Игра «Передай другому» Я карточку беру, на нее я не смотрю и соседу отдаю. А сосед перевернет и картинку назовет. Называй картинку и передавай соседу следующую. |
Приветствие, дети встают в полукруг. Участвуют в игре. |
Грамотно оформляет свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи (понятную для окружающих) |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап) |
Ребята, скажите, кто изображен на карточках? Вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Что вы себе представляете, когда слышите слово «птица»? |
Дети отвечают на вопросы. |
Участвует в диалоге, отвечает на вопросы воспитателя, высказывает своё мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминает ранее усвоенное. |
|
Педагог включает презентацию, на экране появляется профессор, который приглашает их в свой «научно-исследовательский центр» «Орнитологии» Ребята, вы хотите отправиться в научный центр по изучению птиц? |
Дети слушают, смотрят.
Дети отвечают. |
Знакомится с понятием «орнитолог», «селекция».
|
|
Ребята, птицы улетая на юг, останавливались на отдых в научном центре. Помогите Ивану Петровичу узнать, прилетали ли к ним водоплавающие птицы. опыт. Что мы будем сначала делать? Посмотрите на схему опыта? Что у вас получилось? Давай сравним перья, чем они отличаются? Как вы думаете, каким птицам необходимо, чтобы их перья не намокали? Что мы скажем Ивану Петровичу?
|
Дети переходят к столам, которые обозначены символом лаборатория – экспериментирования.
Опускают перья в емкость с водой, рассматривают получившийся результат: одни перья намокли, потеряли свой внешний вид, с других перьев вода просто стекает, они не намокают.
|
Сравнивает два разных пера. Делает вывод.
|
|
Ребята, ученые лаборатории научных исследований могут ответить на самые сложные вопросы. Давайте и мы попробуем им помочь.
|
Дети делятся на подгруппы. Словесная игра «Я начну, а ты продолжи» Осенью птицы улетают на юг, потому что…..? Мы заготавливаем птицам корм на зиму, потому что…? Птицы, которые не улетают, на юг называются…? |
Участвует в диалоге, отвечает на вопросы воспитателя, высказывает свои мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминает ранее усвоенное. |
Динамическая пауза.
|
«Перелетные птицы» |
«Перелетные птицы» Птицы перелетные в дорогу собираются, Птицы перелетные в дорогу отправляются, В стаю птиц собралось очень много, Трудная птиц ожидает дорога. Гуси и утки летят вереницей (дети бегут колонной, поднимая руки). Стаей летят мелкие птицы (бег врассыпную). Поодиночке летят кукушки. Клином летят журавли над опушкой (дети бегут клином, по обе стороны от вожака, проговаривают слова). На землю опустились птицы, чтобы отдохнуть, покормиться. (дети имитируют движения птиц). Журавли по болоту шли, лягушек в болоте нашли, Клювом длинным хватали, из клюва не выпускали. (ходьба с высоким подниманием бедра, проговаривание слов). Сил набрались, отдохнули, крыльями взмахнули, От земли оторвались, взлетели и на снова на юг полетели.
|
Выполняет физическое упражнение.
|
|
Ребята ученые получили фотографию из заповедника, помогите им определить зимующих и перелетных птиц. Обведите зимующих птиц, синим фломастером, а перелетных – красным.
|
Дети работают раздаточным материалом. Игра «Перелетные-зимующие птицы» Дети выделяют зимующих и перелетных птиц. |
Выполняет задание опираясь на ранее усвоенные знания. |
|
Птицам зимой не хватает корма, ученые заготавливают корм для птиц на зиму, помогите им, определите какой птице какой корм нужно заготовить.
|
Дети выполняют задание. Игра «Кто, чем питается» Дети отмечают каким кормом питаются птицы.
|
Выявляет знание перелетных и зимующих птиц, их отличительных особенностях, питании. |
|
Ребята, мы с вами побывали в разных лабораториях и мне очень интересно, чем же все-таки птицы отличаются от других животных, например, чем волк отличается от совы? А может волк и сова чем-то похожи? (живут в лесу, хищники и т.д.) |
Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя. Игра «Похожи – непохожи» Дети определяют сходство и различие совы и волка. |
Развито умение находить сходство и отличие между птицами и другими животными на примере совы и волка. Развивает логическое мышление, связную речь. |
|
А теперь давайте заглянем в последнюю лабораторию селекционирования. И попробуем создать новые виды птиц. Посмотрите, сколько здесь всего из чего можно создать свою новую птицу. Вы можете придумать новое оперение птицы, можете составить свою птицу из геометрических фигур, вы можете воспользоваться карандашами, фломастерами, мелками. Придумайте название своей птице на основе схемы. |
Дети рисуют или делают аппликацию по желанию. |
Выполняет практическую работу. Взаимодействует с другими детьми и задаёт вопросы воспитателю. |
Заключительная часть (рефлексивный этап) |
Наша с вами работа в научном центре подошла к концу. Давайте поблагодарим Ивана Петровича за интересную экскурсию и попрощаемся с ним. Скажите, в какой из лабораторий вам больше всего понравилось работать? Что нового и интересного вы сегодня узнали, о чем расскажите друзьям и родителям?
|
Дети отвечают. |
Грамотно оформляет свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи, высказывает своё мнение, обосновывает его.
|
* - результатом является развитие обучающихся (в т. ч. формирование и (или) развитие УУД)