Опубликовано: 16.05.2019 г.
Автор: Гайдар Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ Октябрьского района, г. Ставрополя
Форма проведения: КВН.
Цель: диагностика знаний, умений, навыков, полученных воспитанниками на занятиях объединения «Фантазия».
Задачи:
1. Проверка теоретической подготовки.
ЗНАНИЕ:
- техники безопасности на рабочем столе, инструментов, применяемых в работе;
- понятий «живопись», «графика», «композиция»;
- основ композиции;
- основ цветоведения;
- основных техник и приёмов в живописи, графике.
2. Проверка практической подготовки.
УМЕНИЕ:
- выполнять разные техники в живописи «а ля прима», «рисование мазками», «лессировка»;
- владеть техниками в графике «граттаж», «монотипия»;
- использовать в работе выразительные средства живописи - холодные и теплые, основные и дополнительные цвета;
- безопасно обращаться с инструментами и материалами;
- применять на практике приёмы композиции.
Оборудование и материалы: столы, стулья, бумага А3 и А4, кисти, палитра, стаканчик для воды, влажные салфетки, фартук и нарукавники, эмблемы команд, простой карандаш,гуашь, акварель, восковые мелки, ластик, клеенки, музыкальные произведения известных композиторов, репродукции известных художников, наглядные пособия для игр и конкурсов, рисунки «Пасхальные мотивы», шаблоны яиц, призы.
Структура занятия:
- I.Вводная часть:
1. Приветствие.
-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
2. Сообщение о целях и задачах занятия.
-Сегодня у нас необычное занятие мы проверим наши знания и умения, которые вы получили во втором полугодии о живописи, композиции и графике.
У нас состоится соревнование между командами «Акварелька» и «Кисточки».
Я знаю, что здесь собрались настоящие знатоки и ценители искусства.
Вам предстоит ответить на интересные вопросы.
Посостязаться в находчивости и смекалке.
Желаю вам удачи и победы!
А теперь позвольте представить наше жюри.
Ⅱ. Основная часть:
- 1.Проверка теоретической подготовки:
/звучит музыка КВН
Конкурс 1. «Конкурс капитанов» (представление девизов и эмблем)».
-Каждый капитан и команда говорит свой девиз и рассказывает о своей эмблеме.
Приветствие команды «Акварелька».
Раз! Два! Три! Четыре!
Кто шагает дружно в такт
Акварелевский отряд!
Землю мы преображаем,
К доброте всех призываем.
Мы команда Акварелька!
Очень яркая семейка!
Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами,
В КВН будем играть!!!
Приветствие команды Радуга».
Мы как радуги цвета,
Неразлучны никогда!
Наш девиз: идти вперёд и не сдаваться,
Соперникам не поддаваться.
На все вопросы отвечать
И, конечно не скучать!!!
/жюри оценивает результаты.
Конкурс 2 «Соберите лесной и морской пейзаж»
(основы композиции).
От каждой команды приглашаются по одному человеку.
Проверка знаний о построении картины, законы композиции и перспективы: передний, средний и задний план, линия горизонта.
Участники объясняют свои варианты решения заданий.
/жюри оценивает результаты.
-Дети, а какие основные и дополнительные цвета вы знаете?
Конкурс 3. «Веселые краски» (основы цветоведения). Первой и второй команде раздаются карточки с заданием получить при смешивании основных цветов (желтый, красный и синий) дополнительные цвета.
/выбираются дети по одному представителю от каждой команды.
Первая команда перечислите основные и дайте определение группе цветов?
-Вторая команда назовите дополнительные цвета и почему они так называются?
/жюри оценивают результаты.
Конкурс 4. «Собери букет для Снежной королевы и образа Весны».
(основы цветоведения)
Дети, следующий конкурс о холодных и теплых цветах. Капитан назначает ответственных за задание. Соберите композиции цветов: 1 команда букет -в теплой гамме, а 2 команда -в холодной.
/жюри оценивают результаты.
Конкурс 5. «Покой, движение и ритм в композиции» (основы композиции).
Педагог предлагает воспитанникам по командам с помощью геометрических фигур или рисунка маркером показать на листе положение покоя, движения и ритма на заготовках или рисунках. Выбрать из предложенных репродукций картин выбрать разные композиции: покой (равновесие, статика), движение (динамика), ритм.
/жюри оценивает конкурс
Конкурс 6. «Акварельные краски» (техники работы с красками).
Показать первой команде представители технику «лессировка»,
2-й команде –«по сырому (мокрому).
Задание: Создание образа «Цветка» в разных техниках: лессировка, по мокрому («по сырому»).
/жюри оценивают результаты.
Конкурс 7. «Графика» (основы графики).
/изобразить используя графические средства линия, штрих, пятно рыбку и гриб с помощью черного маркера или фломастера и монотипию «бабочка». /жюри подводит итоги, рисунки предоставляют на оценку
Конкурс 8. «Вопрос -ответ» (опрос по темам: живопись, графика, композиция, техника безопасности с инструментами).
1.Что такое живопись? (в переводе с греческого «пишу жизнь»).
2. Какие выразительные средства живописи вы знаете? (цвет, группы цветов «холодные и теплые» и «дополнительные и основные»).
3. Перечислите живописные художественные материалы и инструменты? (гуашь, акварель, масляная краски, кисти).
4. С какими техниками живописи вы познакомились? («по сырому», «лессировка», набрызг», «мазками»).
5. Что такое графика определение? («пишу, рисую»).
6. Какие графические техники вы выполняли на занятиях? («рисунок», «граттаж», «монотипия»).
7. Какие графические материалы используют художники? (простой карандаш, маркеры, фломастеры, пастель, цветные карандаши, восковые мелки).
8. Назовите выразительные средства графики? (пятно, линия, штрих).
9. Что такое композиция? (правильное построение картины, с передачей главного замысла художника).
10. С какими видами композиции вы познакомились? (динамика- (движение) (равновесие) покой, ритм).
11. Как необходимо обращаться во время работы с кисточкой и карандашами? (не брать ничего в рот, не засовывать в уши, нос, острые карандаши во время работы класть на стол острым концом от себя, аккуратно обращаться с кистями , не оставлять в стакане с водой).
12. Как пользоваться красками? (аккуратно не смешивать цвета в баночках, стол застелить клеенкой перед занятием, после работы не пачкать сильно раковину, убрать за собой, обязательно вымыть руки).
Физ. минутка
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернись ,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали
И на месте побежали.
Конкурс 9. «Внимательный зритель».
-Вы знаете ребята, чтобы стать настоящим художником нужно быть внимательным зрителем. Сейчас я буду показывать репродукции для каждой команды, а вы определите название и автора работы.
/репродукции известных художников
/жюри оценивают результаты.
- 2.Проверка практической подготовки.
Создание творческой работы «Пасхальный венок».
/звучит колокольный звон
-В Пасхальное воскресение во всех церквях звонят колокола. Это радостный и торжественный звон. Скоро наступает один из великих христианских праздников. К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала по 100-200 яиц. Их раздавали детям, гостям, и устраивали состязания между собой, чье яйцо крепче.
Пасхальное яйцо – символ вечной жизни, и даря его близкому человеку, мы, тем самым, желаете ему здоровья. Как расписывали яйца. В древнерусских обычаях еще до крещения Руси было два вида яиц, которые разрисовывались: Крашенки и Писанки
/показ картинок
Символы на яйцах были разные. Звездочки рисовали на рождение девочек, как пожелание нравственной чистоты, а мальчикам расписывали дубовыми листочками – символ красоты, стойкости, жизненной силы. Сосновые веточки - пожелание здоровья и долголетия, бабочка – несла детям веселую, легкую и беззаботную жизнь, мельница – для получения большого урожая,
цветы - достаток и счастье.
/показ картинок
Перед вами шаблоны яйца, шаблон нужно раскрасить, а узор вы выберите сами из образцов на доске или придумываем сами. Можно использовать для росписи техники работы с кистью прикладывание кисти плашмя, тычком, торцом, работать с гуашью, акварелью, восковыми мелками или пастелью.
Вы эти приемы уже знаете.
/показ наглядности
После того как распишите венок из пасхальных яиц, нужно оформить его лентой или зайцем. Это будет ваш подарок на Пасху, который вы подарите своим близким.
Приступайте к работе. Проявите фантазию и творчество!
/закрепляем техники рисования в живописи и графике.
Пока вы будете работать жюри будет за вами наблюдать и подводить итоги конкурсов.
Воспитанники расписывают заготовки на основе полученных ЗУН.
/Дети раскрашивают шаблоны, звучит музыкальный фон
Воспитанники создают коллективное панно «Пасхальные яйца» и расписывают индивидуальный венок из пасхальных яиц.
Примечание. Если останется время можно предложить детям расписать по одному пасхальному яйцу на коллективную работу «Пасха».
III. Заключительная часть:
Жюри подводит итоги конкурса КВН, выполнение индивидуальных работ. (Коллективного панно, если останется время).
Жюри определяют команду победителей.
-Дорогие ребята, спасибо вам за участие в конкурсах.
Я и наши гости увидели чему вы научились. Молодцы все старались!
Спасибо всем детям за активную работу, хорошие знания и фантазию! Вручаю призы детям первой и второй команды.
Победила дружба! Так как мы все одна команда- творческое объединение «Фантазия»!
/Уборка рабочих мест. Заполнение педагогом диагностической карты.
Приложение.
«Фотоотчет занятия».
Представление команд.
Практическая работа.
Итог занятия.