Опубликовано: 24.06.2019 г.
Авторы:Карлина Наталья Анатольевна,
Митрофанова Наталья Владимировна
Учитель – логопед, воспитатель,
МАОУ «СОШ №4» ДО «Светлячок» г. Чудово
Актуальность
Технический прогресс, инновационные технологии отодвинули КНИГУ на второй или даже третий план. Компьютер стал серьёзным конкурентом книги. Взрослые проводят большую часть свободного времени за гаджетами, что уж говорить о детях, которые в два года знают, на какую кнопку нажать и включится видео на мамином телефоне. Конечно, не поспоришь, интернет ресурс более доступен как источник информации, быстрый поиск на вопрос и яркие картинки. Но книга, это особый, всесторонне развивающий предмет.
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» говорил Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог-новатор, детский писатель.
Вхождение в проект.
В нашем детском саду проходил проект, посвященный произведениям Ушинского. Мы читали с детками, рисовали героев произведений, изготавливали книжки-малышки. А также попросили наших ребят принести книжки, у кого есть. Вот после этого и пошло бурное обсуждение детей, у кого есть дома книжки и готовы ли они принести их в садик и рассказать о них. А родителям в свою очередь мы подкинули анкету. Так у нас «родился» проект «Книга – лучший друг».
Продолжительность проекта.
Долгосрочный (4 месяца)
Цель проекта. Способствовать формированию интереса к книгам.
Задачи: Формировать интерес и потребность к чтению книг. Учить внимательно слушать и слышать произведение. Углубить индивидуальные литературные предпочтения детей, эстетический вкус. Воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней. Развивать познавательную, творческую, эмоциональную активность в процессе приобщения дошкольников к литературе. Воспитать у детей навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
Практическая значимость. Пополнение центра художественной литературы.
Ожидаемые результаты: Повышение у детей интереса к художественной литературе. Раскрытие творческих способностей дошкольников. Развитие связной речи, мышления, воображения. Осознание родителями значимости книги в воспитании детей дошкольного возраста. Расширение взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Предварительная работа. Тематическое оформление группы сменными композициями. Дополнение уголков новыми материалами, книгами различного содержания, назначения, оформления. Чтение детских стихов, сказок, рассказов. Подбор иллюстративного материала для знакомства детей с художниками, чьими работами оформлены книги. Выбор литературы детских писателей.
Работа с родителями.
Как показывает практика, успех обучения детей не возможен без тесного взаимодействия семьи и детского сада. Ведь именно семья – это непосредственный образец поведения для ребенка.
Всем известный Александр Сергеевич Пушкин говорил следующие строки: «Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная». Привить любовь к чтению задача не только педагога, но и конечно же родителя.
Книга будет востребована детьми в том случае, если чтение инициируется взрослыми, и если они видят с книгой своих близких, если в семье есть культура чтения, если время чтения уютно и уважаемо, а содержание отношения к нему обсуждается, если книга оберегается от порчи. Что бы привлечь родителей к этой проблеме и сделать их главными помощниками и союзниками мы обозначили для себя следующие этапы:
1. Анкетирование родителей «Читаем вместе».
2. Провели акцию для родителей «Читаем вместе с мамой».
3. Организовали вечер «Любимая книга моей бабушки».
4. Родители помогали в создании мини библиотеки, выставки работ и прочтении литературных произведений.
5. Организовали подборку мультипликационных фильмов о книгах.
6. Изготовление «книжек-малышек» дома вместе с детьми.
Работа педагогов. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя.
1. Анализ методических пособий и рекомендаций.
2. Изучение и подбор литературы.
3. Обмен опытом работы по данной теме.
4. Подборка и оформление дидактических пособий, интересных форм работы.
5. Составление методических рекомендаций для родителей.
6. Оформление группового пространства.
Мероприятия с детьми.
1. Просмотр презентации, «Какие бывают книги».
2. Просмотр мультипликационных фильмов «Гришкины книжки» «Три котенка. Берегите книги».
3. Организация сюжетно-ролевой игры «Книжкина больница». Разработка правил обращения с книгами и внесение их в уголок «Развитие речи».
4. Посещение 2 младшей группы, в которой дети провели интересное мероприятие «Берегите книги». В ходе, которого дети отправились на поиски книг, которым нужна помощь. Наши юные врачи не только «вылечили больные книжки», но и познакомили детей с правилами обращения с книгой, подарив памятку, выполненную своими руками. Кроме этого наши воспитанники показали своим младшим товарищам необычные книги из коллекции группы.
5. Посещение музея детского сада, где ребята узнали много интересных подробностей о том, каким образом и на чем писали в старину. Откуда появились наскальные рисунки и узелковое письмо, берестяные грамоты и папирус. Наибольший интерес ребят вызвал процесс изготовления бумаги, узнав, как и из чего бумага делается на производстве, ребята попробовали сделать ее своими силами из древесных опилок и столярного клея. Каждый участник стал обладателем тоненькой пластинки, отдаленно напоминающей бумажный лист. А затем все дружно печатными буквами писали свои имена гусиными перьями, окуная их в чернильницу. Наиболее активные, успели порисовать кусочками угля.
6. Посещение библиотеки, знакомство с её помещением и профессией библиотекарь. Небольшой экскурс в историю созданию книг. Реализация накопленного опыта по ремонту книг. Правила. Книга в подарок.
7. Изготовление книжек-малышек, иллюстраций к прочитанным произведениям, сочиняли свои сказки
8. Знакомство с творчеством Ушинского К.Д., Пушкина А.С., Чуковского К.И., Бианки В.В., Михалкова С.В., Маяковского В.В..
9. Участие в викторине «Сказочный мир Чуковского»
10. Участие в областном экологическом конкурсе «Путешествие в Страну Див» по произведения В.В. Бианки.
11. Заключительное мероприятие, приуроченное к 220 летию со дня рождения А.С. Пушкина. Чтение отрывка из произведения «Руслан и Людмила» во время тематической прогулки в парке, в котором в качестве экспозиции представлены герои выше названной поэмы.
Результат реализации проекта:
1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских поэтов и писателей.
2. Научились узнавать их на репродукциях и фотографиях.
3. Дети узнали, откуда книжка к нам пришла.
4. Повысился познавательный уровень у дошкольников.
5. Организованны тематические выставки «Книжка своими руками», «Моя любимая книжка».
6. В рамках проекта дети научились не только ремонтировать книги, но и бережно относиться к ним. Помимо вышеуказанного, детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям. Родители приняли активное участие в организованных мероприятиях. В дополнении к этому они получили рекомендации по воспитанию любви к чтению.
Проектный метод вызвал познавательный интерес к различным областям знаний, сформировал навыки сотрудничества. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведет к их саморазвитию.
«Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать». С. Лупан