Опубликовано: 06.07.2019 г..
Автор: Лазарева Юлия Ренатовна,
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе,
МБДОУ детский сад № 15 «Колокольчик»
общеразвивающего вида г.о.Щелково
Цель: Закрепить знания педагогов по теории и практике ознакомления детей с русским народным декоративно-прикладным искусством; развивать умение общаться и вырабатывать единое мнение в группе; способствовать творческому поиску.
Ведущий: Уважаемые воспитатели, мы собрались с вами сегодня на игре двух команд знатоков художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.Все вы знаете интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». В нее мы с вами поиграем. Вы будете знатоками, я ведущая.
С первых лет жизни ребенок постоянно сталкивается с предметами изобразительного искусства. Это яркие красивые игрушки, издающие разные звуки, посуда, одежда, предметы быта, богатая красками природа, иллюстрированные книги и многое другое. Для развития эстетической культуры личности необходимым условием является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов – вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Сегодня с вами будут играть известные художники прошлых лет и наши современники.
Перед вами разложены конверты, в них находятся карточки с вопросами. Каждая команда крутит волчок по очереди, берет конверт с номером, читает вопрос, обсуждает между собой в течении 1 минуты и затем дает ответ. Кто будет отвечать, команда решает сама. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу, т.е. по одной фишке. Есть сектор Блиц. В этом конверте три вопроса, на которые должен ответить капитан за 1 мин. За каждый правильный ответ на вопросы сектора Блиц прибавляется по одному баллу. Неправильный или неполный ответ стоит 0 баллов. В игре участвует Черный ящик с загадками. Напоминаю, время для обсуждения 1 мин.
- С вами играет Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926), действительный член Академии художеств. Автор знаменитых картин «Аленушка», «Иван царевич на Сером волке», а также «Витязь на распутье» (на экране фото Васнецова В.М. и его картин с краткой характеристикой).
Вопрос: Расскажите, как проводится индивидуальная работа на занятиях по рисованию?
Ответ: воспитатель показывает технику рисования отдельных элементов, в которых ребенок затрудняется на своем листе бумаги. Иногда допускается прорисовать отдельный элемент рукой ребенка в младших группах.
2. С вами играет знаменитый художник Репин Илья Ефимович( 1844-1930) действительный член Петербургской Академии художеств. Его наиболее известные картины "Бурлаки на Волге", "Иоанн Грозный и его сын Иван", "Не ждали». (на экране фото Репина И.Е. и его картин с краткой характеристикой).
Вопрос: Какие типы занятий по изодеятельности вы знаете?
Ответ: - на тему, предложенную воспитателем (освоение нового, повторение и закрепление пройденного материала);
- по замыслу (на тему, выбранную ребенком).
3. Свой вопрос вам задает наш современник известный российский кутюрье,заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный художник России -Валентин Юдашкин. Самые знаменитые его коллекции «Анна Каренина», и «Фаберже» (на экране фото Юдашкина В. и его коллекций с краткой характеристикой).
Вопрос: Какие виды занятий по рисованию вы знаете?
Ответ: предметное, сюжетное, декоративное.
4. Замечательный художник Алексей Саврасов (1830-1897), основоположник русского лирического пейзажа. Всем нам очень хорошо известна картина "Грачи прилетели". За картины «Морской вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид в окрестностях Ораниенбаума» получил звание академика. Награжден орденом Св. Станислава 3-й степени.
Он вас спрашивает:С какими жанрами и видами искусства знакомят детей в детскомсаду? Перечислите.
Ответ.Вид – Литература: стихи, проза, загадки;
Изобразительное искусство: песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура, театр, цирк, кино;
Архитектура: здание и архитектура.
5.Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910). Подарил миру такие работы, как «Царевна-Лебедь» и «Демон сидящий», известнейший портрет «Девочка на фоне персидского ковра» . По сей день его работы хранят Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге и Третьяковская галерея в Москве.
Вопрос:С какими видами русского народного декоративно-прикладного искусства знакомят детей в детском саду? Перечислите.
Ответ:С дымковскими, филимоновскими, городецкими, Полхов-Майданскими игрушками и их росписью; гжельской, хохломской,жостовской, мезенской росписью; кружевоплетением.
6.Николай Константинович Рерих (1874-1947).Его дипломную работу в Академии художеств - картину "Гонец" покупает известный коллекционер и ценитель русского искусства П. М. Третьяков.
Вопрос для муз. рук.: Назовите, какие русские народные песни по программе из раздела «Пение» разучивают в старшей и подготовительной группах?
Ответ: «Ворон» в обработке Е. Тиличеевой, «Андрей-воробей» в обраб. Ю. Слонова; «Во поле береза стояла» в обработке Н. Римского-Корсакого, «Как пошли наши подружки», «Скок-скок, поскок», «Лиса по лесу ходила».
7.Мухина Вера Игнатьевна (1889—1953) — русский (советский) скульптор. Народный художник СССР . Действительный член АХ СССР . Лауреат пяти Сталинских премий . Член Президиума Академии Художеств СССР.
- Вопрос для муз. рук.: Назовите, какие русские народные песни по программе из раздела «Пение» разучивают в младших группах?
- Ответ: «Лю-лю, бай» (рус.нар. Колыбельная), «Петушок», «Ладушки», «Зайчик» в обраб.Н. Лобачева, «Гуси» в обраб. Н. Метлова.
8.Вячеслав Зайцев (1938 г.р.) -кутюрье, художник, поэт, президент Московского Дома Моды, кавалер Ордена за "Заслуги перед отечеством", профессор, почётный гражданин Парижа и Иванова.
- Вопрос: Какие методы и приемы вы используете при обучении детей на занятиях?
- Ответ: - словесные ( стихи, загадки, песенки, рассказ, объяснения),
-наглядные (показ, демонстрационный материал, клипы и др.),
- игровые (сюрпризные моменты, приход персонажей и другие игровые ситуации).
9.БЛИЦ для 1-ой команды:
-назовите промысел этой игрушки ( фигурка дымковской игрушки);
– назовите основные элементы этой росписи и цвета (круги большие и маленькие, мазки, линии прямые и волнистые, точки; все цвета радуги, яркие, нарядные);
- в какой группе начинают знакомить детей с этими игрушками?
(знакомят с игрушками с 1младшей, а украшать начинают со 2младшей группы).
10. БЛИЦ для 2-ой команды:
- назовите промысел этой игрушки (хохломская чашка);
-назовите основные элементы этой росписи и цвета (травинки, капельки, усики, завитки, ягодки; золотой, красный, черный, зеленый);
- в какой группе начинают знакомить детей с этим промыслом ( в подготовительной группе).
11.ЧЕРНЫЙ ЯЩИК для 1-ой команды:в этом ящике находится три предмета для нетрадиционного способа рисования.Отгадайте, что лежит в ящике и как их используют?
-Первый предмет очень легкий, второй предмет очень вкусный, а из третьего предмета сделайте инструмент для рисования, который даже ребенок может себе сделать прямо на занятии.
Ответ:
- перо птицы;
- картофель (делают штамп);
- листок белой бумаги (скручивают тычок-штамп).
12. ЧЕРНЫЙ ЯЩИК для 2-ой команды:в этом ящике находится три предмета для занятий по рисованию, но этими предметами не рисуют. Отгадайте, что лежит в ящике и как их используют?
-Первый предмет состоит из трех компонентов, один из которых краска, собирают из бросового материала, но после его использования дети не смогут ничего трогать руками какое-то время; - второй предмет тоже сделан из бросового материала, дети используют его на занятии по рисованию, но не должны трогать его руками; - третий предмет тоже можно сделать из бросового материала, он рассчитан на каждого в отдельности или может быть один на 2- человека, д.б. устойчивым и удобным в эксплуатации.
Ответ:
- баночка с поролоном, который пропитывают краской, дети опускают в него штамп из картофеля или пробки и наносят ритмичный рисунок или рисуют пальчиком;
- салфетка из ветоши, об которую дети промокают кисточку;
- подставка для кисточек.
Подсчет фишек. Подведение итогов.
Дополнительные контрольные вопросы:
Вопрос: Назовите образовательные области, которые входят в направление «Художественно-эстетическое развитие».
Ответ: Художественное творчество; Музыка.
Вопрос: Назовите три задачи образовательной области «Художественное творчество»
Ответ: - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
-развитие детского творчества;
-приобщение к изобразительному искусству.
Обсуждение решений педсовета.
Материал к игре.
- Презентация художников.
- Песочные часы в 1 минуту.
- Колокольчик.
- Запись песни М. Гладкова «В коробке с карандашами».
- Магнитофон.
- Конверты пронумерованные: 10 шт. с красными кружками для 1-ой команды; 10 шт. с желтыми кружками для 2-ой команды.
- Карточки с вопросами.
- Фишки красного и желтого цвета.
- Черный ящик с красным кружком с загадками для 1-ой команды: перо птицы, морковка, листок белой бумаги.
- Черный ящик с желтым кружком с загадками для 2-ой команды: баночка с поролоном, пропитанным краской, салфетка из ветоши, подставка для кисточек.
- Волчок.
- Поле, разделенное на пронумерованные сектора.
- Фигурки дымковской игрушки из бумаги.
- Фигурка хохломской чашки из бумаги.