Опубликовано: 11.07.2019 г..
Автор: Белешова Юлия Александровна,
Воспитатель,
ДОУ №24 г. Дубна
Цель: учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий», «легкий», «тяжелый», «промокает».
Задачи: активизировать в речи слова «твердый», «крепкий», «мягкая», «белая», «легкая»;
-дать детям первоначальные навыки экспериментирования;
-учить находить мягкие и твердые предметы на ощупь;
-вызвать доброжелательное отношение к лесным жителям.
Оборудование и материалы:
Сказочный персонаж- игрушка Смурфик, письмо, лесная полянка, длинная и короткая дорожка, корзинка с камешками и ватой. Чудесный мешочек с мягкими и твердыми предметами.
У воспитателя для опыта: поднос с камешками и ватой, баночка с водой, ложка. У каждого ребенка на столе- тарелочка с камешками и ватой, баночка с водой, ложка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло письмо из одного очень удивительного места. Давайте его прочитаем: «Жил был в лесу старый Смурф. Гуляя по лесу, нашел он старую шляпу и сделал из нее домик. Тепло и уютно гному в этом домике. Но однажды подул сильный ветер и унес шляпу… Остался он опять без домика. Сидит в лесу на пенечке около елочек грустный, замерз, даже разговаривать ни с кем не хочет. Пробегала мимо него лисичка и посоветовала построить ему новый домик из ваты и принесла ее ему вату. «Он будет теплым и уютным!». И зайчик тоже пожалел гнома и посоветовал построить ему новый дом из камешков. Задумался старый гном, что же ему делать, кого послушать? Какой дом строить? На помощь пришли к нему лесные жители. Они предложили написать письмо в детский сад, чтобы ребята помогли гному исследовать камешки и вату, и рассказать, из чего лучше построить новый дом».
Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь разобраться в этом не простом, но очень важном деле? (ответы детей)
Тогда гномик вас зовет в свою лесную лабораторию. Вы готовы отправиться в путь? (ответы детей)
Воспитатель: В лес к лесной поляне ведут две дороги:
Одна дорога какая?
Дети: белая, длинная, снежная
А другая какая?
Дети: желтая, короткая, песчаная
Воспитатель: как вы думаете, ребята, по какой дорожке нам надо идти, чтобы быстрее добраться до лесной полянки?
Дети: по короткой
Воспитатель: тогда давайте собираться в дорогу, ведь гномик нас очень ждет (дети идут за воспитателем по короткой дорожке)
-Добрый лес, старый лес
Полон сказочных чудес!
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас!
Ну вот мы и пришли в лес (подходят к месту со столами и становятся кругом).
Воспитатель: долго мы с вами шли, очень устали. Давайте отдохнем и немного поиграем.
Физкультминутка:
Гномы утром рано встали (потянулись)
И уборку делать стали.
Моют окна (стоят прямо, имитируют движения)
Моют пол (наклоняются, имитируют движения)
Чистят коврик (имитируют движения- подметают)
А потом…
Приглашают в дом друзей,
Чтобы было веселей (прыжки на двух ногах).
Воспитатель: наши исследования мы начнем с камушков. Посмотрите, у каждого из вас на подносе лежит по одному камню. Возьмите его в руку, потрогайте. Сожмите в ладошке. Мнется? (ответы детей). Попробуйте его разломить. Ломается? (ответы детей) Какой он? (ответы… он очень твердый, крепкий…). Попробуйте подуть на него… носиком
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо -
Как угодно.
Выполняю задание,
Задержу дыхание.
1,2,3,4- снова дышим:
Глубоки и шире,
-Улетел? (ответы детей- нет).
А почему он не улетает (он тяжелый и не летает)
Итак, наш эксперимент показал, что камень … какой? (твердый, тяжелый, крепкий).
Продолжим наше исследование. Теперь возьмите с подноса вату. Рассмотрите ее, потрогайте, сожмите… Какая она (ответы детей: она мягкая, белая).
Попробуйте оторвать кусочек и подуть на него! (повторяем дыхательную гимнастику)
Ребята, скажите, какая вата? (ответы детей: она мягкая, легкая, воздушная)
А теперь мы с вами посмотрим, что случиться с камешком и ватой, если на них полить водой. Для этого положите камушек на поднос; наберите в ложечку воды и полейте его.
Что стало с камешком? (ответы детей: вся вода с камешка стекла в блюдце и камень остался сухой)
А теперь проведем эксперимент с ватой. Положите ее на блюдечко и полейте водой. Что случилось с ватой? (ответы детей: она вся промокла)
Давайте сделаем вывод:
а) если гномик построит дом из камней, какой он будет (ответы детей- крепкий, твердый но не промокает от дождя, не сдует ветром), потому что камень какой (твердый, крепкий, тяжелый, не боится воды).
б) если гномик построит дом из ваты, какой он будет? (ответы детей- домик от дождя промокнет, ветер подует и он улетит. Домик будет очень легкий, мягкий…)
Можно построить дом из ваты? (нет), потому что вата какая? (мягкая, легкая, впитывает воду, воздушная).
Ну вот ребята, мы с вами рассмотрели камень и вату; изучили все свойства их и можем смело посоветовать гномику из чего же построить свой дом! (гномик слушает советы детей и благодарит их за помощь).
Воспитатель: Ребята, вы очень помогли старому доброму гному и теперь он точно знает из чего нужно строить свой дом. Гномик так обрадовался, что решил вам сделать сюрприз: просмотрите, под елочкой лежит красивый мешочек Он хочет, чтобы вы по одному на ощупь определили предмет, который достали из мешочка. Какой достался вам предмет твердый или мягкий? (ответы детей).
Молодцы, вы все справились с заданиями и гномик дарит вам игрушки, которые вы достали из мешочка. А вы, дети, возьмите свои камушки с подноса и сложите их гномику в мешочек. Он из них будет строить дом.
Воспитатель. Ну что ж, гномик, нам пора прощаться с тобой, т.к. ребятам пора возвращаться в детский сад
До свидания!