Опубликовано: 26.07.2019 г.
Автор: Биримжанова Зураж Хайреддиновна
учитель иностранного языка
Менжинская СОШ Филиал МАОУ Маслянская СОШ
Тюменская обл. Сладковский р-н с.Менжинское
Основные задачи современного образования - не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самообразованию и самореализации, научить применять эти знания в деятельности (теоретической, практической, профессиональной и т.д.).
В свете этого актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствуют формированию и развитию у учащихся умению учиться, учиться творчески, учиться самостоятельно.
Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Именно такие возможности предоставляют обучающимся как на
уроке так и вне урока различные формы организации учебного сотрудничества друг с другом и с учителем. Учебное сотрудничество возможно как в диалоговом взаимодействии , так и в формате малых групп.
- Как Вы думаете, что такое технология обучения в сотрудничестве?
Выразите в двух-трёх словах и запишите на ориентировочной карте под № 1 (Задание выполняем индивидуально).
2. Объединитесь в произвольные пары и обсудите свои ответы. Запишите под буквой (б) свой вариант (Работа в парах)
Объединитесь в группы, проделайте ту же самую работу. (Работа в группах)
Сделайте общий вывод по заданному вопросу. Запишите ответ под буквой (в) на ориентировочной карте.
- Прочитайте, что у вас получилось.
(Один из членов группы зачитывает свой ответ)
На данном примере мы показали Вам один из видов групповой работы, который называется «Снежный ком - Объяснение
«Снежный ком» (Слайд № 3)
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Преимущества:
- осуществлять разноуровневый подход к преподаванию, например, иностранного языка. Учителя, использующие работу в группе, без труда могут обеспечить учеников с разными способностями разноуровневыми заданиями.
- При этом даже самый слабый ученик не будет замечать профессионального таинства работы педагога, призванного
создать ситуацию успеха.
- интенсификация учебного процесса : Речь идет в особенности о формировании навыков говорения.
В группе каждый ученик имеет достаточно времени и возможности высказываться, в то время как при традиционном обучении потребуется 3-4 часа, чтобы опросить в полной мере каждого из 12-16 обучающихся.
Примером использования на уроках немецкого языка технологии сотрудничества может служить фрагмент урока в 5 классе при изучении темы «В старинном немецком городе. Что здесь есть?». Хочу показать вам этап урока. Цель: развитие навыков чтения с поиском информации и переход на его основе к монологической речи по опорам. Текст составлен на полностью знакомом для учащихся лексическом материале и является кратким описанием города Берлина, написанном от лица немецких школьников.
«Sven und Sabina erzählen über Berlin».
Berlin ist die Hauptstadt Deutschlands. Das ist eine typische deutsche Stadt. Die Stadt ist alt und doch ist sie jung und modern.
Berlin liegt am Fluss. In der Stadt gibt es viele große und kleine Brücken. Im Stadtzentrum ist das Rote Rathaus. In Berlin sind viele schöne Schlösser, Burgen und Kirchen, Theater und Museen. Da gibt es grüne Parks, nette Cafes, Banks, Hotels, Geschäfte.
Berlin ist groß. Hier sind viele Werke und Fabriken, Autos, Busse und Obusse. In der Stadt sind ein Zirkus, ein Zoo. Im Zoo sind Tiger und Zebras, Kängurus und Krokodile, Flamingos und Papageien.
Die Wohnhäuser in Berlin sind klein und groß, alt und modern. Die Berliner finden ihre Stadt schön und romantisch. Und wie findest du Berlin?
Этап урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
||||
Семантизация 1.Развитие навыков чтения с поиском информации
(парная) |
Ученики отвечают на вопрос учителя.
Школьники могут на русском языке рассказать, что им известно о Берлине. 1.Школьники смотрят на экран, где демонстрируются несколько слайдов с видами города Берлина. После просмотра они задают друг другу вопрос: Ученик 1: Wie findest du Berlin? Ученик 2: Ich finde Berlin nett. Und du? Wie findest du Berlin? Ученик 1: Ich finde Berlin schön und romantisch. |
Учитель предварительно интересуется, что школьники знают о столице Германии. Sagt, was wisst ihr über Berlin? Ihr könnt Russisch sprechen.
1.Schaut auf die Leinwand. Wie findet ihr Berlin? Befragt einander.
|
||||
2.Составление плана к тексту с помощью вопросов.
(групповая, индивидуальная) |
2 а) Ученики делятся на группы по 3 – 4 человека, получают от учителя текст о Берлине и читают его. 2 б) Каждая группа берёт у учителя комплект карточек с вопросами к тексту. Школьники ещё раз читают текст и расставляют вопросы в правильной последовательности. Это будет план к тексту. Der Plan zum Text.
При контроле представители от группы вывешивают карточки на доску и вслух зачитывают и переводят вопросы.
|
2 а)Учитель перед уроком проводит деление детей на учебные группы, включая в их состав разных по успеваемости школьников. Teilt in Gruppen! Lest, wie unsere deutschen Freunde Sven und Sabina Berlin beschreiben.
2 б)Учитель просит каждую группу взять карточки с вопросами и расставить их в правильной последовательности согласно содержанию текста.
Lest eure Varianten vor und übersetzt ins Russische die Fragen.
|
||||
2 в)Поиск информации в тексте: ответы на вопросы. Используемый приём - «Ажурная пила» (обучение в сотрудничестве). Цель: создание условий для активной совместной деятельности учащихся для поиска информации.
(групповая форма работы со сменой партнёров)
3.Контроль выполнения задания
|
2 в)Каждый участник группы получает вопросы, ответы на которые они ищут в тексте. Карточки с вопросами и опорами для ответов есть у каждого школьника. Вопросы распределены на карточках разного цвета, что облегчит организацию групп экспертов. Сильному ученику в каждой группе достаётся вопрос: Was gibt es in der Stadt?
2 г)Школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. При этом каждый из них заполняет свою карточку (вставь пропущенные слова). Учитель подходит к каждой группе экспертов и проверяет их письменные ответы. 2 д)Ребята возвращаются в свои группы и обучают своих товарищей правильным ответам. В результате каждый участник группы отвечает на свой вопрос и рассказывает его остальным. В конце работы любой участник группы должен ориентироваться в тексте и отвечать на все вопросы.
3.Ребята рассказывают подготовленные предложения.
|
2 в)Jede Gruppe teilt die Kärtchen mit den Fragen.
2 г)Organisieren wir die Gruppen der Experten. Das sind die blauen Kärtchen, die roten Kärtchen, die grünen Kärtchen (und so weiter).
Die Experten besprechen die Antworten und schreiben aus dem Text die Information heraus.
2 д)Sind die Experten fertig? Nehmt eure Plätze und täuscht die Information aus. Hört einander aufmerksam zu.
3.Schüler, was wisst ihr jetzt über Berlin? Jede Gruppe beantwortet die Fragen. Hören wir einander zu.
Die Gruppen haben alle Fragen richtig beantwortet. Ihr bekommt gute Noten. |
||||
Домашнее задание |
Школьники записывают домашнее задание. |
Учитель даёт задание на дом: используя вопросы и текст о Берлине, приготовить устное сообщение «Что я знаю о Берлине?». Рисунки или коллаж к рассказу приветствуется. |
Карточки для заполнения ответов
Suche im Text die Antworten auf die Fragen.
Wie ist Berlin? - Berlin ist …
Wo liegt die Stadt? - … liegt am … |
Gibt es hier viele Brücken? - In der Stadt gibt es …und…
Was ist im Stadtzentrum? - Im Stadtzentrum ist …
|
Was gibt es in der Stadt? - In … sind viele … Da gibt es … Hier sind … |
Gibt es in Berlin einen Zoo? – Es gibt in … Wie sind die Wohnhäuser? - Die Wohnhäuser sind … |
Коммуникативные задания для работы в группах могут быть самые разнообразные: работа с текстом, анализ характеристики героя, подготовка к тесту или контрольной работе, совместная работа по проекту, знакомство с новым грамматическим материалом, проверка домашнего задания и др.
Девиз данной технологии, предложенный Е.С. Полат, очень наглядно ее характеризует: «Главное, помнить – мы в одной лодке: или выплывем вместе, или утонем вместе! Помогая другим, учимся вместе!» [5]. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды зависит от вклада каждого, что предусматривает развитие взаимопомощи. А поскольку ученики в группе работают в силу собственных возможностей и способностей для достижения общего результата, то заметно повышается мотивация, и, следовательно, результативность.
Таким образом, практика доказывает, что обучение в сотрудничестве обладает рядом достоинств: оно способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок, «снимает» его традиционность, оживляет мысль.
А резюмировать я хотела бы словами Мери Кей Эш «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, что считают, умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете.»