Опубликовано: 29.07.2019 г.
Автор: Вилкова Оксана Валерьевна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад №51 «Рябинка»
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Изучение состояния данной проблемы показывает, что во многих детских садах идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества. В основном же дошкольные учреждения по-прежнему испытывают трудности в работе с семьей: формальное общение, безразличие к интересам родителей, отказ от многих мероприятий и другие.
Причинами подобных трудностей, по мнению самих педагогов, являются:
- низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе;
- недостаточно высокий уровень осведомленности родителей в вопросах воспитания;
- недостаточная компетентность многих воспитателей;
- неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду;
- отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания;
- «стремление воспитателей избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами;
- «закрытость» дошкольного учреждения.
Перед руководителями отделов образования, методистами окружных методических кабинетов и научно-методических центров, а также руководителями самих дошкольных учреждений встает вопрос об оценке состояния взаимодействия каждого детского сада с семьей. Подобная работа необходима прежде всего для выявления и распространения ценного опыта. Передовая практика способна помочь тем педагогическим коллективам, которые стремятся к организации сотрудничества с семьей, но не всегда владеют эффективными путями его достижения. Оценка общения педагогов и родителей способна также помочь руководителям дошкольных учреждений провести необходимую коррекцию, повысить уровень профессионального мастерства воспитателей в области сотрудничества с семьей.
Для проведения такой оценки мы предлагаем проанализировать ряд документов дошкольных учреждений, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей. Это годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы общих и групповых родительских собраний.
Критерии анализа годового плана:
1) планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
2) учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;
3) планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;
4) разнообразие планируемых форм работы;
5) планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
6) выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;
7) выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.
Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
1) планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;
2) разнообразие планируемых форм работы с семьей;
3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий.
Критерии анализа протоколов родительских собраний:
1) разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
2) отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
3) учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.
Предложенные нами критерии анализа документов позволяют определить, насколько неформально подходит коллектив дошкольного учреждения к работе с семьями воспитанников: учитывает их потребности, наполняет мероприятия содержательным и интересным для родителей материалом, стремится к постоянному повышению компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями.
К сожалению, очень часто в ДОУ запланированные эффективные мероприятия по взаимодействию педагогов и семьи в практике работы не реализуются. Поэтому важно не только изучить содержание планирования работы с родителями, но и выяснить, насколько планы соотносятся с реальной работой педагогов.
Подтверждением того, что планируемые мероприятия действительно реализуются, будет являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и видеоматериалы.
Неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи. Поэтому, проводя оценку работы дошкольного учреждения, необходимо определить, осуществляется ли индивидуальный подход к семьям. Для анализа данного вопроса предлагается ряд критериев:
1) проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях воспитанников;
2) изучение уровня родительской позиции и стилей семейного воспитания;
3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы с родителями;
4) изучение запросов, нужд, интересов родителей;
5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;
6) изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения и взаимодействии с педагогическим коллективом.
Для осуществления полноценной оценки важно также выяснить мнение родителей о качестве работы дошкольного учреждения, о трудностях, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. В этом способны помочь различные тесты и анкеты.
Оценка состояния взаимодействия дошкольных учреждений с семьями позволяет условно подразделить детские сады на три уровня: высокий, средний и низкий. Можно предложить следующие параметры.
Высокий уровень организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей:
отсутствие формализма в организации работы с семьей;
учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании работы;
использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей;
систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогического персонала учреждения в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами);
стремление к диалогу при организации работы с родителями;
выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
«открытость» дошкольного учреждения для родителей;
осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.
Средний уровень организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей: стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу; минимальный учет в работе интересов, нужд, потребностей, запросов родителей; изучение социального профиля семей воспитанников, однако, без активного использования полученных данных в работе; сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями, при большем акценте на традиционные формы; использование нетрадиционных форм в основном при проведении совместных досугов детей и родителей, организации различных выставок; нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогического персонала в области взаимодействия с семьей; организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни; отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников; использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.
Низкий уровень организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей предполагает: формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей; отсутствие учета в работе интересов, нужд, потребностей и запросов родителей; изучение социального профиля семей воспитанников, однако, без использования полученных данных в работе; бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей; организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников (посещение детских праздников родителями);отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников; отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей;
неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.
Определение уровня взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой – обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход, по нашему мнению, может способствовать повышению эффективности общения дошкольных учреждений и семьи.
Родительская позиция – это реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми.
Показателями родительской позиции можно считать: образ жизни и поведение в семье; нравственный и культурный уровень отца и матери, взаимоотношения их друг с другом; отношение матери и отца к своему ребенку; осознание и понимание ими целей и задач семейного воспитания и средств, способов их достижения.
Показатели адекватной родительской позиции – это появление у родителей потребности в знаниях, желание получить ответ на интересующие их вопросы; обращение родителей к педагогу за советом; активное участие в беседах, дискуссиях; обмен опытом воспитания с другими родителями; использование педагогически обоснованных методов и приемов воспитания, организация детской деятельности; осознание своих ошибок; ведение записей о поведении, интересных высказываниях своего ребенка; появление элементов «педагогической рефлексии»: анализ поступков детей и своих действий, поиск причин того или иного явления, сомнения и раздумья родителей.
Анализ педагогической литературы показывает необходимость систематически и целенаправленно пополнять знания отцов и матерей о целях и задачах воспитания детей, закономерностях физического, психического, умственного развития ребенка; отрабатывать навыки, умения строить отношения между взрослыми в семье, с ребенком; формировать потребность анализировать собственную воспитательную деятельность.
Список используемой литературы
- 1.Абрамян Л.А. Эмоциональное самочувствие ребенка в процессе взаимодействия с матерью // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Сб. науч. тр. – Пермь, 1993. – 325 с.
- 2.Ананьев В.А. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды. В 2 т. – М.: Наука, 1980. – 536 с.
- 3.Антонов Н.А., Медков В.М. Социология семьи – М.: МГУ, 1996. – 320 с.
- 4.Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. – 2002. – №9
- 5.Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье./Психол.-пед.очерки. – М.: Наука, 1972. – 290 с.