Опубликовано: 09.08.2019 г.
Автор: Буштак Марина Владимировна, музыкальный руководитель
МДОУ д/с №32 «Рябинка» г. Серпухов
В последние годы проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста становится особенно значимой. ФГОС предписывает равенство возможностей полноценного развития каждого ребёнка независимо от психофизических особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья.
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии.
В сложившихся в настоящее время условиях коррекционной помощи детям с нарушениями речи возникает необходимость разработки таких логопедических технологий, которые можно дифференцированно использовать применительно к разному контингенту детей с речевыми расстройствами в связи с разными условиями воспитания и обучения.
Речевое и психомоторное развитие дошкольников имеет решающее значение. Главными задачами работы специалистов начальной ступени образования становятся: овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильно оформленной речью и коммуникативными навыками, овладение фонетической системой родного языка и элементами грамоты, - что и формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Работы педагогов начала XX века В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Ю.А. Флоренской и других позволили создать логопедическую ритмику, которая представляет собой одну из важных логопедических технологий. Для данной технологии является возможным включение в коррекционный педагогический процесс при любом виде речевого расстройства. Использование в процессе логоритмических занятий пения, речевых упражнений, подвижных и сюжетно – ролевых игр способствует развитию речевого дыхания, подвижности и активности речевой моторики, координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата, а всё вместе способствует плавности речевого высказывания. Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций, регулируя эмоциональное состояние.
В настоящее время в логопедии разработан целый ряд авторских методик по логпедической ритмике, которые используются практиками в системе коррекционно – образовательной работы с детьми, у которых имеются речевые нарушения (Г.А. Волкова, Н.А.Рычкова, Г.Р. Шашкина и др.). Эти методики направлены на преодоление речевого нарушения путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Авторами отмечается необходимость определ?нной последовательности применения логоритмических занятий с уч?том принципа постепенного усложнения неречевых и речевых задач. Потому предлагается схема построения каждого занятия, сочетающая развитие и коррекцию неречевой (слуховое внимание и память, зрительное внимание и память, оптико – пространственные представления, общая моторика и др.) и речевой сфер (темп и ритм дыхания и речи, фонематический слух, оральный праксис и др.)
Несмотря на отсутствие в программе для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями занятий по логоритмике, согласно Г.А. Волковой, Г.Р. Шашкиной и др. их предлагается проводить один – два раза в неделю, соотнося с этапом программы по развитию речи.
Исследования Г.Р. Шашкиной состояния моторной сферы дошкольников с ОНР подготовительной группы показали, что:
1.89% детей с ОНР отстают в моторном развитии от своих сверстников.
2.Эта группа детей в моторном плане неоднородна.
3.По уровню моторного развития можно выделить три подгруппы: а) дети с нормальным моторным развитием (10%), б) со сниженной моторикой (около 60%), с несформированной моторной сферой (30%).
4.Состояние развития моторики и речи у дошкольников с ОНР позволяет сделать вывод о необходимости проведения специальных логоритмических занятий для более эффективного преодоления такого сложного речевого нарушения, как ОНР.
Г. Р. Шашкина, в соответствии с результатами своего исследования предлагает следующую структуру логоритмического занятия:
I. Подготовительная часть: включает в себя ходьбу спокойного характера под маршевую музыку, упражнения на различные виды ходьбы и бега, с движениями рук, с изменением направления, со сменой движений, с перестроением.
II. Основная часть: включает в себя упражнения следующих направлений:
1) УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ;
2) упражнения для четкого проговаривания гласных звуков (фонетическая ритмика гласных звуков без музыкального сопровождения);
3) голосовые упражнения;
4) упражнения для четкого проговаривания слогов;
5) речевые игры;
6) речевые игры на внимание, переключаемость, синхронность;
7) общие развивающие упражнения из положения стоя;
8) упражнения для развития речевых, мимических и тонких движений пальцев рук;
9) общие развивающие упражнения из положений сидя и лежа.
III. Заключительная часть: упражнения на восстановление дыхания и релаксацию, различные виды спокойной ходьбы.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно – коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требуют от реб?нка собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли и развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно – логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.
Таким образом, говоря о детях с ОНР, можно сказать о том, что логоритмические занятия необходимы для такой категории детей.
Опыт и результаты ежегодного мониторинга речевого развития показывают, что использование элементов логоритмики в коррекционно -образовательной работе с дошкольниками и младшими школьниками созда?т положительно - эмоциональный настрой к речи, способствует е? нормализации вне зависимости от вида речевого нарушения, формирует уверенность в себе, развивает мышление, коммуникативные качества, что в дальнейшем способствует успешному обучению в школе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. - СПб: Детство - Пресс, 2009.
2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 2010.
3. Волкова Г.А. Логоритмика. - М., 2011.
4. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. «Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи», под ред. Л.И. Беляковой. - М., 2017.
5. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. - М., 2009.