0+



 

Опубликовано: 09.08.2019 г.

Автор: Буштак Марина Владимировна, музыкальный руководитель

МДОУ д/с №32 «Рябинка» г. Серпухов

В последние годы проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста становится особенно значимой. ФГОС предписывает равенство возможностей полноценного развития каждого ребёнка независимо от психофизических особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья. 

В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. 

В сложившихся в настоящее время условиях коррекционной помощи детям с нарушениями речи возникает необходимость разработки таких логопедических технологий, которые можно дифференцированно использовать применительно к разному контингенту детей с речевыми расстройствами в связи с разными условиями воспитания и обучения. 

Речевое и психомоторное развитие дошкольников имеет решающее значение. Главными задачами работы специалистов начальной ступени образования становятся: овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильно оформленной речью и коммуникативными навыками, овладение фонетической системой родного языка и элементами грамоты, - что и формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. 

Работы педагогов начала XX века В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Ю.А. Флоренской и других позволили создать логопедическую ритмику, которая представляет собой одну из важных логопедических технологий. Для данной технологии является возможным включение в коррекционный педагогический процесс при любом виде речевого расстройства. Использование в процессе логоритмических занятий пения, речевых упражнений, подвижных и сюжетно – ролевых игр способствует развитию речевого дыхания, подвижности и активности речевой моторики, координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата, а всё вместе способствует плавности речевого высказывания. Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную систему, положительно влияя на состояние высших психических функций, регулируя эмоциональное состояние. 

В настоящее время в логопедии разработан целый ряд авторских методик по логпедической ритмике, которые используются практиками в системе коррекционно – образовательной работы с детьми, у которых имеются речевые нарушения (Г.А. Волкова, Н.А.Рычкова, Г.Р. Шашкина и др.). Эти методики направлены на преодоление речевого нарушения путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Авторами отмечается необходимость определ?нной последовательности применения логоритмических занятий с уч?том принципа постепенного усложнения неречевых и речевых задач. Потому предлагается схема построения каждого занятия, сочетающая развитие и коррекцию неречевой (слуховое внимание и память, зрительное внимание и память, оптико – пространственные представления, общая моторика и др.) и речевой сфер (темп и ритм дыхания и речи, фонематический слух, оральный праксис и др.) 

Несмотря на отсутствие в программе для детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями занятий по логоритмике, согласно Г.А. Волковой, Г.Р. Шашкиной и др. их предлагается проводить один – два раза в неделю, соотнося с этапом программы по развитию речи. 

Исследования Г.Р. Шашкиной состояния моторной сферы дошкольников с ОНР подготовительной группы показали, что: 

1.89% детей с ОНР отстают в моторном развитии от своих сверстников. 

2.Эта группа детей в моторном плане неоднородна. 

3.По уровню моторного развития можно выделить три подгруппы: а) дети с нормальным моторным развитием (10%), б) со сниженной моторикой (около 60%), с несформированной моторной сферой (30%). 

4.Состояние развития моторики и речи у дошкольников с ОНР позволяет сделать вывод о необходимости проведения специальных логоритмических занятий для более эффективного преодоления такого сложного речевого нарушения, как ОНР. 

Г. Р. Шашкина, в соответствии с результатами своего исследования предлагает следующую структуру логоритмического занятия: 

I. Подготовительная часть: включает в себя ходьбу спокойного характера под маршевую музыку, упражнения на различные виды ходьбы и бега, с движениями рук, с изменением направления, со сменой движений, с перестроением. 

II. Основная часть: включает в себя упражнения следующих направлений: 

1) УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ; 

2) упражнения для четкого проговаривания гласных звуков (фонетическая ритмика гласных звуков без музыкального сопровождения); 

3) голосовые упражнения; 

4) упражнения для четкого проговаривания слогов; 

5) речевые игры; 

6) речевые игры на внимание, переключаемость, синхронность; 

7) общие развивающие упражнения из положения стоя; 

8) упражнения для развития речевых, мимических и тонких движений пальцев рук; 

9) общие развивающие упражнения из положений сидя и лежа. 

III. Заключительная часть: упражнения на восстановление дыхания и релаксацию, различные виды спокойной ходьбы. 

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно – коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требуют от реб?нка собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли и развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно – логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений. 

Таким образом, говоря о детях с ОНР, можно сказать о том, что логоритмические занятия необходимы для такой категории детей. 

Опыт и результаты ежегодного мониторинга речевого развития показывают, что использование элементов логоритмики в коррекционно -образовательной работе с дошкольниками и младшими школьниками созда?т положительно - эмоциональный настрой к речи, способствует е? нормализации вне зависимости от вида речевого нарушения, формирует уверенность в себе, развивает мышление, коммуникативные качества, что в дальнейшем способствует успешному обучению в школе. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 

1. Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. - СПб: Детство - Пресс, 2009. 

2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 2010. 

3. Волкова Г.А. Логоритмика. - М., 2011. 

4. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. «Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи», под ред. Л.И. Беляковой. - М., 2017. 

5. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. - М., 2009. 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация