Опубликовано 17.03.2016г.
Автор: Хаметова Ольга Николаевна
МБДОУ «Детский сад №22»,
г.Алапаевск, п.Нейво-Шайтанский
Меня зовут Хаметова Ольга Николаевна. Вашему вниманию, я представляю свой опыт работы по теме «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры».
Я второй год работаю воспитателем с детьми раннего возраста. В процессе работы я проявила особый интерес к одной из пяти образовательных областей – «Познавательное развитие».
Во ФГОС ДО «Познавательное развитие» предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразия стран и народов мира. Начав свою работу воспитателем на раннем возрасте, считаю, что развивать познавательную активность детей нужно с развития сенсорных способностей.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.
Задачи сенсорного развития
- формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий;
- формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
- формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности;
- создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире.
Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Я заинтересовалась вопросами дидактической игры, как средства формирования познавательных способностей детей, при организации игровой деятельности могут решаться задачи из разных образовательных областей.
Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Учиться играя! Через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Считаю, что планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.
Дидактические игры кратковременны (10-20мин). Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Необходимо заботиться и об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).
Д/игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.
В ходе своей работы по данной теме, я составила систему занятий с использованием дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста, по которой занимаемся 2 раза в неделю с чередование дидактических игр.
Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Веселый и грустный клоун Бантик», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел? », «Что, каким бывает?», «Тяжелый - легкий», «Теплый - холодный» и другие.
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
«Из каких фигур состоит? », «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Волшебный тортик», «Овощи», «Чудесный мешочек», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Мышки », «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Божьи коровки», «Разноцветные пальчики», «Цветные конфетки», «Назови оттенки цвета», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери шарфик к шапочке», «Подбери бантик к колпачку», «Спрячь мышек», «Украсим елочку», «Сложи солнышко», «Разноцветный коврик», «Спрячь мышку», игры с мозаикой и другие.
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи овощи по убыванию, возрастанию», «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Конфеты в вазе», «Собери пирамидку», «Собери башенку», «Подбери цветочки к пуговкам», «Строимся на зарядку», «Волшебные снеговички» и другие.
Многие игры я создаю своими руками. Так как я очень люблю вязать, поэтому мне интересно совмещать хобби и работу, и результатом своих трудов доставлять радость маленьким деткам своей группы.
Игры на застегивание - расстегивание пуговиц» Божья коровка»
Способствуют развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, координации движений обеих рук, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, названий геометрических фигур, обучают счету и др., а также служат обучающим средством в развитии навыков самообслуживания. Ведь застегивать пуговицы на себе очень трудно, да и скучно, не каждый ребёнок будет с увлечением пытаться застегнуть пуговку на простой одежде, а такие игры являются подготовительным этапом для освоения самостоятельного застегивания пуговиц на себе.
Дидактическая игра «Веселые пальчики»
Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности, как мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Дидактическое пособие «Снеговички»
Цель. Учить подбирать предметы разных пропорций, закреплять знания основных цветов спектра, развивать коммуникативные навыки, расширять словарь детей за счёт имён существительных, прилагательных. Развивать зрительное внимание, наблюдательность детей. Воспитывать интерес к режиссерским играм, побуждать познавательный интерес, усиленный яркими положительными эмоциями, развивать фантазию, внимание, память.
Настольный пальчиковый театр своими руками
«По дорогам сказок»
Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение.
Развивающая дидактическая игра «Овощи»
Закрепление представлений детей по теме "Овощи".Обогащение словарного запаса. ФЭМП. Развитие игровой деятельности. Формирование в процессе игры интереса к окружающему миру.
Развивающая дидактическая игра «Конфеты в вазе»
Развитие внимания, умение действовать с правилами, умение упражняться в классификации объектов, использовать родовые, обобщающие понятия, развитие мелкой моторики, ФЭМП.
Развивающая дидактическая игра «Волшебный разрезной тортик»
- найти пару по цветочкам (розовые, красные)
- найти пару по зеленым листикам (светло-зеленые, темно-зеленые)
- выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно – форму и цвет, форму и величину, группировать однородные предметы по одному признаку;
- использовать в сюжетно-ролевых играх «Угостим куклу чаем», «В гостях у Мишки», «У куклы Маши день рождения» и др.
Дидактическая игра «Веселый и грустный клоун Бантик»
- Учить различать и называть четыре цвета (красный, жёлтый, зелёный,синий).
- Уточнить назначение действий "сними – надень".
- Развивать мелкую моторику, внимание.
- Вызвать радость от игр с клоуном, снятие психического напряжения.
Дидактическая игра «Спрячь мышку»
- закрепление знаний шести основных цветов;
- развитие предметных действий, навыков ориентации в пространстве;
- обучение действовать по заданию и образцу;
- развитие начальных навыков счета
- развитие мелкой моторики;
- развитие внимания, наблюдательности;
- создание позитивного эмоционального настроения.
Дидактическая игра «Гусеницы»
- закрепление знаний основных цветов;
- развитие предметных действий, навыков ориентации в пространстве;
- обучение действовать по заданию и образцу;
- развитие начальных навыков счета
- развитие мелкой моторики;
- развитие внимания, наблюдательности;
создание позитивного эмоционального настроения.
Конечно во время игры, дети развиваются. Игра является основой для:
- интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Ну и конечно же, реализация данного направления работы не обходится без участия родителей. Совместно с родителями удалось осуществить проект «Волшебный Снеговичок». Я проводила консультации для родителей «Роль игры в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительское собрания «Играйте вместе с детьми», «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.
Таким образом, данный опыт, полученный в ходе моей работы, подтверждает тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.
Успехов в работе