Опубликовано 21.03.2016г.
Автор: Королева Лариса Владимировна
воспитатель 1 квалификационной категории
ГБОУ Гимназия «Свиблово» учебный корпус 1434
г. Москва
1.День открытых дверей в ДОУ – как форма взаимодействия детского сада и семьи
2. Взаимоинформирование –как форма установления связи с семьей.
3. Просвещение родителей –как форма установления связи с семьей.
4. Семинар - практикум для родителей в старшей группе «Азбука правильного питания с детства».
5. «Родословная — древо жизни» (психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
Направление взаимодействия детского сада и семьи.
1.Взаимопознание
День открытых дверей в ДОУ – как форма взаимодействия детского сада и семьи
Тема проекта: «День открытых дверей в ДОУ» – одна из форм работы с родителями, которая представляет им возможность познакомиться с образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса. А как это важно – ощутить атмосферу детской жизни, своими глазами увидеть работу педагогов.
Цель проекта: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.
Основными задачами «Дня открытых дверей» являются:
-Обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи;
-Создавать у детей и родителей радостное, бодрое настроение;
-Способствовать развитию у родителей и детей умения настраиваться друг на друга в совместной деятельности;
-Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;
-Повышение педагогической культуры родителей;
-Расширение представлений родителей о педагогической деятельности сотрудников ДОУ;
-Укрепление партнерских отношений между ДОУ и родителями.
Вид проекта: информационный, творческий, познавательный.
Продолжительность проекта: кратковременный.
Сроки реализации проекта: март месяц 2016 год.
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный работник.
Предисловие: Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Одной из форм такой работы является проведения Дня открытых дверей для родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.
Проведение Дня открытых дверей в ДОУ даёт возможность родителям «прожить» день в детском саду.
В этот день они могут посетить разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, познакомиться с организацией и содержанием режимных моментов, прогулок, с предметно-развивающей средой учреждения, художественно-творческой деятельностью воспитанников; получить необходимую консультативную помощь специалистов. А как это важно — ощутить атмосферу детской жизни, своими глазами увидеть работу педагогов, которых объединяет одно желание – понять ребенка, помочь ему быть самим собой, раскрыть его уникальность и неповторимость. Ведь только от нас зависит, будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной.
Всё это позволяет детскому саду стать более открытым для родителей и общественности, способствует распространению опыта работы педагогического коллектива в социуме.
Ход мероприятия: Начался День открытых дверей со встречи и регистрации участников. Родителям было предложена анкета, по оценке взаимодействия родителей и педагогов. Затем родители смогли посетить открытые показы фрагментов организованной образовательной деятельности, режимных моментов в любой из возрастных групп.
Далее родителям была предложена экскурсия по детскому саду с целью ознакомления с предметно развивающей средой ДОУ. Также родители смогли увидеть, как организуется в детском саду питание детей, как формируются при этом у дошкольников культурно – гигиенические навыки. Несколько родителей посетили дегустацию блюд, и остались довольны качеством приготовленных блюд.
Во время круглого стола родители посмотрели презентацию «Визитная карточка ДОУ», познакомились с альбомом-летописью истории детского сада «Детский сад день за днём», «Наши достижения», узнали планы ДОУ на летний оздоровительный период, информацию о том, как будет происходить комплектование групп в новом учебном году.
По итогам Дня открытых дверей педагоги и администрация ДОУ получило много хороших и благодарных отзывов от родителей воспитанников, и пожелания проводить открытые дни в детском саду как можно чаще.
Ожидаемые результаты: День открытых дверей – мероприятие, которое позволяет получить полную информацию об условиях содержания детей в детском саду, организации режима, питания, прогулок, развивающей деятельности. Проведение дня открытых дверей, позволяет нашему детскому саду стать более открытыми для родителей и общественности.
Для детей: Этот день наполнил впечатлениями и обогатил эмоциональную жизнь детей.
Для родителей: ДОУ даёт возможность взрослым «прожить» день в детском саду. В течение этого дня они могут посетить разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, познакомиться с организацией и содержанием режимных моментов. Предметно-развивающей средой учреждения, художественно-творческой деятельностью воспитанников.
Для воспитателей: Педагог стремился показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития детей и укрепления их здоровья. Проведение Дня открытых дверей, в которых объединяет одно желание – понять ребенка, помочь ему быть самим собой, раскрыть его уникальность и неповторимость. Ведь только от нас зависит, будет ли жизнь ребёнка удивительной и интересной.
От участия родителей в работе ДОУ, прежде всего, выигрывают дети, а родители должны быть уверены в хорошем отношении к ребенку и «День открытых дверей» - прекрасная возможность доказать это.
Список литературы:
- Закон «Об образовании» Российской Федерации.
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями/ Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. - Москва: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
- Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: методические рекомендации / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - Москва: Изд-во Творческий Центр, 2007.
- Тавберидзе, В.А. Организация и содержание работы с родителями: из опыта родительского клуба «Светлячок» / В.А. Тавберидзе, В. А. Калугина. - Москва: Изд-во Школьная Пресса, 2008.
- Майер, А. А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада /А.А. Майер, О.И. Давыдова, Н.В. Воронина. - Москва: Изд-во Творческий Центр, 2011.
- Зарецкая Н.В., Роот З.Я. Танец в детском саду. М., 2003.
- Кузнецова В. Сценарии детских праздников, Ростов-на Дону «Феникс», 2003.
- Макшанцева Е. Детские забавы. М., Просвещение, 1991.
- Музыкальная палитра. 2001. № 2.
- Плоткина Е. К. Веселые школьные праздники, М., «Дрофа», 2007
- Праздничные утренники в детском саду / Сост. Н.А. Метлов, А.И. Михайлова. М., 1986
2.Взаимоинформирование(общение).
Взаимоинформирование –как форма установления связи с семьей.
Тема проекта: «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи».
В основе современного взгляда на взаимодействие семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка складываются определённые ценностные ориентиры, мировоззрение, формируется поведение в разных сферах общественной жизни, отношение к себе.
Цель проекта: Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей.
-Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия МБДОУ
- Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
-Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Вид проекта: информационный, творческий, познавательный.
Продолжительность проекта: кратковременный.
Сроки реализации проекта: апрель месяц 2016 год.
Продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании общения в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей родителей, а также согласования воспитательных воздействий на ребёнка.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей, педагогической и правовой культуры, оптимизации стиля семейного воспитания через реализацию двух направлений работы:
информативное – ознакомление родителей с особенностями развития детей, режимом работы ДОУ, с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, привлечение к оздоровительным и совместным мероприятиям;
обучающее, практикоориентированное– формирование у родителей опыта руководства детской деятельностью и общением, гуманное восприятие детско-родительских отношений;
Включение родителей в содержательную совместную деятельность с дошкольным учреждением: участие в организации развивающей среды и воспитательно-образовательного процесса, в осуществлении хозяйственной деятельности и т.д.
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
Открытость детского сада для семьи: каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок.
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребёнка, основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей.
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Организация работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем в воспитании и развитии дошкольников, а также реальных потребностей и интересов родителей.
Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего сотрудничества на их основе.
Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями воспитанников имеет ряд преимуществ:
-Во-первых, отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материально-хозяйственных до воспитательно-образовательных).
-Во-вторых, учитывается индивидуальность ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.
-В-третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в деле воспитания и обучения дошкольника.В целом, появляется возможность реализации единой программы воспитания и развития детей в детском саду и семье.
В образовательном процессе дошкольного учреждения активно используются такие формы работы с родителями воспитанников как: родительские собрания; индивидуальные и групповые консультации; беседы
Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьей являются педагогические беседы с родителями.
Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, ее особенность заключается в активном участии и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей, и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.
Практикумы организуются с целью выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить, помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Родительские чтения – интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Наиболее востребованной формой работы с родителями является наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье:
- уголок для родителей (содержит материалы информационного характера - правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье);
- разнообразные выставки (выставки детских работ, тематические выставки по определенному разделу программы);
- информационные листки (объявления о собраниях, событиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным помощникам и т.д.);
- родительская газета (в ней родители могут рассказать об интересных случаях из жизни семьи, поделиться опытом воспитания и др.);
- папки–передвижки (формируются по тематическому принципу) и другие.
Список литературы
1.Антонова Т., Волкова Е. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребёнка. / Дошкольное воспитание, 1998, №6
2.Антропова Развитие ребёнка и его здоровье. Пособие для родителей. /Дошкольное образование, 2004, №14.
3.Арнаутова Е. П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. / Дошкольное воспитание, 2002, №9
4.Взаимодействие семьи и ДОУ/ Обруч, 2003, №2
5.Голубева Л. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. / Дошкольное воспитание, 2001, №1
6.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: 2002.
7.Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении. / Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5.
8.Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьёй по воспитанию здорового ребёнка. / Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №1
9. «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильевой М.; Мозаика-синтез 2012.
10.Варюхина С.И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаимоотношений, - Минск, 1992
11.Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.
12.Работа с родителями: Сборник статей. / Под общ. ред. Осиповой М.П., Бутрим Г.А. Минск: УП «Экоперспектива», 2003.
3.Просвещение родителей
Просвещение родителей –как форма установления связи с семьей.
Тема проекта: «Современные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников».
Цель проекта:
Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Основные задачи:
1.Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
2.Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
3.Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
4.Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.
5Воспитывать бережное отношение к книге.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. И, как правило, многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только осуществляется присмотр и уход за детьми, пока родители на работе.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности детского сада. Введение федерального государственного образовательного стандарта придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Вовлечение родителей в жизнедеятельность дошкольного образовательного учреждения остаётся весьма трудной задачей. И здесь необходим профессионализм педагога и доверие к нему родителей – вот что необходимо для создания сотрудничества детского сада и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе? Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Методы и приёмы (по мнению старшего воспитателя Центра развития ребёнка Ксении Жижиной) данного проекта заключены в следующем:
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.
Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:
- родителям глубже понять своего ребенка.
- сплотить семью через чтение художественных произведений.
- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.
Основная задача проекта: Данный проект позволяет осуществить одно из четырех приоритетных направлений работы– познавательно – речевое развитие воспитанников с превышением Федеральных государственных требований.
По составу участников: групповой
По срокам реализации: долгосрочный (январь 2016 –май 2016 г)
По целевой установке: практико-ориентировочный
Ожидаемый результат
- Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
- Возрождение традиции домашнего чтения.
- Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Основное содержание проекта
Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека.
Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:
- развитию личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
- формированию творческого воображения;
- развитию любознательности, как основа познавательной активности.
Реализация проекта предполагает:
-совместную деятельность родителей и детей;
-взаимодействия воспитателя с родителями;
-взаимодействие воспитателя с детьми;
-взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Материалы для проведения мероприятий включают в себя авторские разработки, передовой опыт работы с детьми, накопленный отечественными учеными и педагогами практиками на современном этапе.
Методическое обеспечение:
-демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
-тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
-биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
-конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;
-сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;
-детская художественная литература;
-детская познавательная литература.
Используемая литература:
В написании проекта были использованы материалы старшего воспитателя II квалификационной категория МБДОУ "Центр развития ребёнка -детский сад №8 "Солнышко" Ксении Жижиной.
1.Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение, 2003
2.Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.
3.Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
4.Доронова Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество». - М.: Просвещение, 2002 г.
5.Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению. - М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
6.Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи. - М: Русская школьная ассоциация, 2007
7.Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000г
8.Международный день детской книги. - Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
9.Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. -М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
13. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1
14. Пушкин А.С. Сказки. -М.: Детская литература, 2007г.
15. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г
4.Непрерывное образование воспитывающих взрослых
Семинар - практикум для родителей в старшей группе
Тема семинара: «Азбука правильного питания с детства»
Цель семинара: формирование у родителей представления о значимости правильного питания детей как составной части культуры здоровья.
Задачи семинара:
- развивать представления родителей о правильном питании, его значимости для здоровья детей;
- формировать представление о том, что здоровье человека во многом зависит от его образа жизни и поведения через практические игры и упражнения;
- дать рекомендации по правильному питанию детей;
- активизировать личный опыт родителей по проблеме здорового питания.
Оборудование: листы бумаги разного размера, «чудесный мешочек», продукты питания (кетчуп, Чупа-чупс, сухарики «кириешки», чипсы, лимонад, жвачка и так далее), фломастеры, ватман, клей карандаш, картинки (журналы) с изображением продуктов питания, ножницы, кроссворд для родителей, памятки.
Ход мероприятия:
Уважаемые родители, сегодня мы собрались по очень важному вопросу «Питание детей». Наши дети подрастают, для полноценного роста и развития необходимо правильное и сбалансированное питание. Нами было проведено анкетирование по данной теме. Из анкеты видно, что в рационе детей много сладких продуктов, полуфабрикатов: пельмени, чипы, сухарики, сосиски. Эти продукты пагубно влияют на здоровье детей, снижают аппетит к здоровой пище и могут оказать влияние на развитие ожирения у ребенка.
Сегодня постараемся с вами вместе разобраться в этом вопросе и рассмотреть проблему со всех сторон.
Упражнение «Любимое блюдо моей семьи»
Каждому родителю предлагается рассказать, какое блюдо в семье любимое, что любит кушать ребенок.
Воспитатель: Сейчас педагог- психолог познакомит с психологическими особенностями питания детей.
«Психология правильного питания с детства»
Наверное, сочетание слов «психология» и «питание» вряд ли у кого вызовет сегодня недоумение, «какое, собственно, отношение психология имеет к питанию, а питание к психологии?» Современные люди уже давно осознали неразрывную связь психологического и физиологического функционирования человека. Мы рождаемся со способностью слушать наши животики, и ключ к здоровому питанию именно в этом. Все просто! Наша работа, как родителей, состоит в том, чтобы не перебить у ребенка этот естественный интерес именно к здоровой и простой пище. Сейчас мы с вами познакомимся с общими рекомендациями французского психолога – психотерапевта Жерара Апфельдорфеа – специалиста по расстройствам, связанными с питанием, автора многих популярных книг, одна из которых – «Ешьте с миром!».
1. Не говорить с ребенком о весе или форме тела, а говорить о правильном питании и здоровом образе жизни. Не надо устраивать специальных лекций и назиданий, особенно пугающего характера. Можно, к примеру, использовать удобные моменты в магазине и супермаркете, во время совершения покупок. Можно проговаривать ребенку, что вы выбираете свежие фрукты и овощи, чтобы готовить ту или иную пищу. Обращайте внимание ребенка на спортсменов, людей занимающихся физической активностью. Говорите, что это очень важно для здоровья, помогает побороть инфекции, делает сердце сильным, поднимает настроение и т.п. Т.е. показывайте спорт не только с точки зрения хорошего внешнего вида спортсмена.
2. Показывайте пример здорового питания и занятиями спортом. Если здоровое питание и активность будет существовать только для ребенка, а родители будут сидеть за компьютером с чипсами и бутербродами, то эффект будет не очень хороший. У ребенка будет создаваться впечатление, что он на каком-то особом положении. Родители заставляют его заниматься, и есть всякую траву, а сами играют в «стрелялки» и кушают вкусности. Позже он может выбрать именно родительский способ жизни.
3. Не обращать внимание ребенка на чужое ожирение, как отрицательную черту. Если уж говорить о том, что не говорить с ребенком о его весе. То и стараться не искать жирных поп у других людей, не делать замечания, что та или иная звезда экрана «растолстела как корова и теперь на нее смотреть противно».
4. Не должно быть запрещенной пищи по причине, что она толстит. Может запрещаться пища, которая вызывает аллергию или еще какие-то нежелательные реакции. Можно есть все, но в разных количествах. Есть вещи, которые можно совсем чуть-чуть или в особых случаях. Тут каждая семья может выработать свои правила.
5. Объясните ребенку ситуацию с рекламой. Делайте упор на то, что люди иногда изготавливают бесполезные или вредные вещи и очень хотят их продать, не заботясь о людях, которые их будут покупать.
6. Объясните ребенку ситуацию с усилителями вкуса. Скажите, что в некоторой пище есть вещества, которые обманывают вкус людей. Это делается тоже, чтобы люди больше покупали некоторые бесполезные продукты, потому что считают их вкусными.
7. Не переусердствуйте с пунктом 5 и 6. Слишком много информации о полезности и витаминах, веществах Е, могут создать у ребенка постоянную тревогу, что он может случайно проглотить какую-нибудь гадость. Просто учите критически подходить к информации, которая поступает ребенку из вне. Объясните, что домашняя пища, всегда лучше, чем полуфабрикат.
8. Планируйте сладкое. Давайте ребенку десерты после съеденной пищи, а не банку или миску с конфетами.
9. Не кормите и сами не ешьте около телевизора. Учите ребенка принимать пищу осмысленно, а не автоматически.
10. Следите за потреблением сахара. Он не только в конфетах, но и в подслащенных соках, которые ребенок может пить не меряно «для здоровья», мороженом, «творожках» и йогуртах.
11. Если ребенок идет куда-то с перекусом, давайте ему с собой овощи.
12. Если ребенок действительно имеет избыточную массу и вам надо обсудить его ситуацию, не используйте эпитеты, которые могут звучать оскорбительно или как свершившийся негативный факт (разожрался на конфетах). Используйте слова и выражения, которые показывают временность повышенного веса, либо если ребенок имеет расстройство здоровья, которое приводит к полноте, объясните, что ситуация возникла не по его вине. Поддержите ребенка и предложите свою помощь. Не отправляйте его «отжиматься 20 раз в свою комнату». Отжимайтесь с ним.
13. Не связывайте вес и форму фигуры со счастьем в разговоре с ребенком. Показывайте, что в личности важны разнообразные качества и стороны. Объясняя этот пункт не противопоставляйте вес другим качествам. («Зато толстые веселые».) Лучше вообще ничего в этом отношении не говорить. Или, жил был Вася Пупкин, был он толстым и все его дразнили, а потом он вырос и похудел, и стал он лучше всех.
14. Если уж вы не акцентируете внимание ребенка на его весе, то исключите комментарии, что на нем натягивается одежда, как на барабане, или пузо висит над ремнем, или «не успели купить рубашку – уже узкая».
15. Не отрицайте, что у ребенка проблемы с лишним весом (нет, ты не толстый, ты просто здоровый, как богатырь) и не делайте из этого трагедии (вот теперь у тебя будут проблемы со здоровьем.
Старая пословица: “Мы - то, что мы едим,” является верной, но важно не забывать "Мы то - как мы едим". Особенно важно показывать правильный пример детям - пример сбалансированного питания и режима приема пищи. Поверьте, это очень важно для здоровья!
Упражнение «Пирамида питания»
Каждому родителю предлагается сделать «Пирамиду питания своей семьи». Раздаются листы бумаги разные по величине, на которых должны написать продукты, которые часто употребляют в семье написать на листах в порядке убывания. Те продукты, которые используются чаще всего и в большем количестве пишутся на самых крупных листах. По завершению задания каждый родитель выкладывает листы в виде пирамиды. На которой наглядно видно, что преобладает в рационе каждой семьи. (Фрукты, овощи, злаки, сладкие продуты, изделия из круп и т.д.)
Игра «Чудесный мешочек»
У воспитателя в руках мешочек, в котором находятся продукты, которые могут отрицательно повлиять на здоровье детей (кетчуп, майонез, конфета, жевательная резинка, чипсы, Кириешки, суп быстрого приготовления, лимонад). Каждый родитель по очереди достает продукты питания (лимонад, жвачка, чипсы, кетчуп, майонез, Кириешки).
Воспитатель: В этом мешочке продукты, которые встречаются в рационе каждой семьи в большей или меньшей степени. Вы должны каждому продукту питанию предложить альтернативную замену, которая будет более ориентированное здоровое питание ребенка. (Например,: жевательная резинка была создана для гигиенических целей, чтобы очистить зубы от кусочков пищи с этим заданием может прекрасно справиться яблоко или стакан с водой, лимонад лучше заменить соком, киселем, майонез- сметаной, Кириешки – натуральными сухариками собственного приготовления) называют, вреден или нет и чем можно заменить этот продукт.
«Изготовление газеты «Полезные» и вредные продукты».
На столах лежат листы ватмана с названиями «Полезные продукты!», «Будь осторожен!». Родители должны заполнить эти листы соответствующими картинками. Вырезать из журналов и газет продукты питания и расклеивают по газетам.
Кроссворд «Витамины»
Воспитатель: Ребята нашей группы очень любят отгадывать загадки. Сегодня они сделали для вас сюрприз – кроссворд, который составили специально для вас родители.
Воспитатель загадывает загадку про овощи или фрукты каждому родителю со слов ребенка, если родитель не может отгадать, то дается подсказка – рисунок ребенка. (Например: Этот фрукт очень любит Анюта; из этого овоща мама часто делает салат для Вани). По завершению заполнения кроссворда в середине выкладывается слово ВИТАМИНЫ.
Воспитатель: Ни для кого не секрет, что очень важно использовать в рационе ребенка и всей семьи пищу богатую витаминами, не забывайте про это.
Упражнение «Закончи предложение»
Воспитатель: в завершение нашей встречи давайте с вами повторим и запомним важные правила, которые выучили дети нашей группы.
Чтобы детям развиваться, нужно правильно питаться!
На завтрак кашу я сварю и всю семью ей накормлю.
Если ты не хочешь супа - поступаешь очень глупо.
Пополни кальций свой дружок, съешь на завтрак творожок.
Меньше ешь плохих продуктов, больше кушай свежих овощей и фруктов.
Не буду с чипсами дружить, и лимонада много пить.
Кушай овощи и фрукты, натуральные продукты!
Воспитатель: Правильное питание — одно из главных условий сохранения здоровья. Вот почему так важно уже с раннего возраста формировать у ребенка полезные привычки и навыки, которые помогут ему, вырасти здоровым и успешным.
Используемая литература.
1. Гаврючина Л.В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие
2. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений.
3. Ахутина Т.В. Здоровье сберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход
4. Зедгенидзе В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе
5. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий
6. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова.
7. Сивцова А.М. Использование здоровье сберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова
8. Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова
Совместная деятельность детского сада и семьи.
«Родословная — древо жизни» (психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
Тема проекта: «Родословная – древо жизни»
Актуальность темы:
Каждая, отдельно взятая семья – уникальное по своей сути объединение людей разного возраста, основанное на кровно родственных отношениях, не имеющих аналогов в природе.
Клубок семейных проблем, потеря нравственных и духовных ценностей семейного образа жизни, уменьшение родственных контактов в семье, разрыв связи поколений характеризуют состояние современной семьи как кризисное. Данные социологического опроса, проведенного среди родителей старших дошкольников: 95% родителей до 35-40 лет имеют низкий уровень знаний о своих предках, в таких семьях история семьи не прослеживается дальше поколения– «дедушка-бабушка». Лишь 5% интересуются прошлым своей семьи.
Изучение и воссоздание своей родословной поможет укреплению семейных отношений, налаживанию связей с теми родственниками, с которыми не пришлось познакомиться раньше.
У ребенка остается незыблемым желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Смотреть в завтра надо, не забывая о прошлом. Как не бывает дерева без корней, так и будущего нет без знания истории своей семьи, традиций, памяти предков.
Возрождение нравственных, духовных ценностей семьи, создание благоприятного микроклимата в семье, укрепление межпоколенческих связей и передача опыта старших младшим требует поиска эффективных путей социального партнерства детей и взрослых. Все перечисленное подтверждает необходимость внедрения проекта «Родословная-древо жизни».
Цели проекта:
-воспитание уважения и любви к традициям и истории своей семьи;
- развитие духовно – эмоциональной связи между членами семьи, укрепление родственных контактов, связи поколений в семье.
Задачи проекта:
- формировать интерес к истории своей семьи, традициям, представление о своей родословной;
- развивать положительные взаимоотношения ребенка с родителями посредством совместной деятельности;
- воспитывать уважение к старшему поколению.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, родители.
Основные направления:
- изучение методической литературы по теме проекта;
- работа с родителями;
- работа с детьми.
Прогнозируемый результат:
- активизация взаимодействия ДОУ с семьей по ознакомлению детей с историей своей семьи, родословной;
- укрепление родственных контактов, связи поколений в семье.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; (срок-апрель 2016г)
- привлечение родителей к решению поставленной проблемы (срок- апрель 2016г.);
- подбор материалов по данной теме (срок- апрель 2016г); (методическая, научно-популярная и художественная литература, иллюстративный материал по данной теме)
- разработка конспектов занятий, совместной деятельности детей и воспитателя, планов совместной деятельности воспитателя и родителей, досугов (апрель 2016г);
- составление плана работы над проектом (апрель 2016г.)
Практический:
- характеристика имени ребенка (значение, варианты имени, в честь кого из родственников назвали ребенка и почему) «Что в имени моем? »
- составление генеалогического древа семьи- «Наши предки живут в нас! »
- совместное творчество детей и родителей;
-организация работы с детьми, родителями воспитанников.
Формы и методы работы с родителями:
- характеристика имени ребенка (значение, варианты имени, в честь кого из родственников назвали ребенка и почему) - «Что в имени моем?» (апрель 2016г.)
- составление генеалогического древа семьи совместно с детьми «Наши предки живут в нас!» (апрель 2016г.)
- совместное творчество детей и родителей; участие в конкурсах детского сада по изодеятельности (февраль, март, апрель 2016г.);
- проведение консультаций с родителями- «Роль семьи в воспитании ребёнка» папка-передвижка, «Общение родителей с детьми» (рекомендации, «Микроклимат семьи», «Наши дедушки и бабушки»; «Семейные традиции, их значение в воспитании и развитии ребенка» -памятка для родителей,
- экран настроения группы-эмоциональный климат семьи (апрель 2016г.);
- анкетирование на тему: «Семейные традиции» (апрель 2016г);
- изготовление семейный альбомов (апрель 2016г.).
Формы и методы работы с детьми:
- сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дочки-матери» (в течении всего срока проектной деятельности);
- рассматривание семейных фотографий (март, апрель 2016г.);
- составление творческих рассказов «Моя семья» (март 2016г.)
- дидактические игры «К нам пришли гости», «Вежливый разговор» (в течении всего срока проектной деятельности);
- беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Наши братья и сестры», «Моя дружная семья» (февраль, март, апрель 2016г.);
- знакомство с играми родителей (март, апрель 2016г.);
- ознакомление с художественной литературой по теме (в течении всего срока проектной деятельности);
- пословицы и поговорки о семье (февраль, март, апрель 2016г.);
- цикл занятий «Мое имя, его и его значение», «Наша дружная семья (март, апрель 2016г.);
- выставка рисунков «Моя семья», «Портрет моей мамы» (март 2016 г.)
Заключительный:
- подготовка материала к обобщению опыта работы
(проект краткосрочный: февраль, март, апрель 2016г.)
- анализ деятельности (достижения поставленной цели и полученных результатов-апрель 2016г.);
Результаты проекта:
1. Повышение интереса родителей в изучении родословной своей семьи.
2. Повышение уровня общения родителей и детей.
(совместная деятельность)
3. Пополнение знаний детей о своей семье, родственниках.
4. Эффективность проекта: участие в проекте 90% семей; минимум материальных и временных затрат.
Используемая литература:
1. Гаранина Т. П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей».
2. Жарикова А. Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада».
4. Жуковская Р. И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов». Под ред. Козловой С. А.
5. Мартышин В. С. «Твоя родословная: Уч. пособие по изучению истории семьи и составление родословной».
6. Карандашев Ю. Н. «Семейная биография ребёнка».
7. Карандашев Ю. А. «Развитие представлений у детей. Уч. пособие»
8. Козлова С. А. «Воспитание патриотических чувств. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н. Ф. Виноградовой,
9. Крылова Н. М. «Формирование системных представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста».
10. Никонова Л. Е. «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с явлениями общественной жизни».
11. Чечет В. В. «Патриотическое воспитание в семье».
12. Никонова Л. Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
13. Панасенко Г. И. «Роль знаний об общественных явлениях в формировании положительного отношения к окружающему у детей
14. «Родовое дерево». Дошк. Воспитание.