Опубликовано 23.03.2016г.
Автор: Золотарева Ольга Викторовна, старший воспитатель
МБДОУ «ЦРР- детский сад № 169» город Воронеж
«У сказки есть счастливая возможность перелетать через пропасти, охватывать бесконечные пространства, сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишиться и мудрости, и чувства справедливости, и добра воображения и передвижения». Это слова известного детского писателя С.Я. Маршака.
Значение сказки в развитии дошкольников трудно переоценить – это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развитья эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребёнка. Сказка – это средство приобщения ребёнка к миру человеческих судеб, к миру историй. Ведь именно из нее ребенок впитывает сведения о реальности, которой он ещё не знает, черты будущего, о котором он ещё не умеет задумываться. Сказка раскрывает перед ребёнком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Ребёнок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Джанни Родари и легла в основу его знаменитого пособия для детей
«Грамматика фантазии». Используя сказочную тематику Дж. Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приёмов для развития воображения, речи, памяти, внимания, умения рассказывать, анализировать.
Игры и упражнения:
«Творческая ошибка»
Дети допускают письменные и речевые ошибки. Нужно исправлять ошибки, а можно при помощи ошибки сочинить интересную сказку, историю, рассказ.
Например: вместо слова «самолёт» у мальчика получился «салолёт»
-Что это за «салолёт»? – спрашивает воспитатель.
-это такой воздушный транспорт, который работает на сале, - отвечает ребёнок и т.д.
«Знакомые незнакомцы»
Взрослый записывает на доске и ли диктует несколько слов из известной сказки и прибавляет одно слово, которое к этой сказке не относиться. Затем предлагает на основе этих слов сочинить сказку.
«Сказки наизнанку»
Предлагаем детям из известной сазки поменять главных героев местами, т. Е добрых сделать злыми, а злых – добрыми. Смелых – трусливыми и наоборот, и на основе этого сочинить новую сказку.
Что было потом? Детям предлагаем придумать продолжение известной сказке.
«Смешные истории»
Взрослый предлагает детям придумать героев сказок, которые бы носили смешные имена, а затем с их участием сочинить сказку. Например:
- Жили на свете госпожа Плюшка и господин Дуршлаг… и т.д.
«Завиральные истории»
Цель: Учить детей фантазировать и анализировать, развивать творческое воображение, память, внимание.
Описание игры: Воспитатель берёт известную сказку и немного видоизменяет её. Детям же объясняет, что как только они услышат ошибку в сказке, им нужно будет хлопнуть в ладоши.
Например: «Жила – была коза. И было у неё семеро славненьких котят. Однажды собралась коза уйти из дому, вот и говорит она своим пушистым котятам: «Котятушки мои ребятушки, пойду-ка я в магазин и куплю вам там шоколадных рыбок….»